Содержание
Как сохранить автомобиль идеально чистым
Долговечность и работоспособность автомобиля напрямую зависит от качества ухода и обслуживания. Советы специалистов о том, как сохранить автомобиль идеально чистым, помогут сократить траты на машины в будущем.
Уход за салоном
Для устранения пыли с решетки вентилятора можно использовать простую губку кухонную, смоченную в теплой воде. Чтобы убрать остатки шерсти домашних питомцев необходимо воспользоваться резиновым валиком и простой водой в распылителе. Как еще чистить салон автомобиля:
- Для чистки приборной панели рекомендуют использовать популярный аэрозоль WD-40.
- Именно спрей WD-40 позволяет быстро справиться с наклейками в машине, мошками и пылью.
- Чтобы убрать жирные пятна в салоне, можно также воспользоваться спрейм WD-40. Понадобится лишь сбрызнут проблемную область, подождать 5-7 минут и вытереть.
- Убрать прилипшую грязь в салоне поможет старая зубная щетка и мыльная вода.
- Эффективно чистят салон автомобиля средства для домашней уборки ковров и мебели.
- Пластиковые элементы торпеды машины можно очистить недорогим средством для чистки стекол.
- Мелкие детали и труднодоступные места в машине можно очищать ватными палочками, обычными щеточками.
Как убрать пятна кофе или чая?
Если на текстильную обивку кресел пролилось кофе, очищать их нужно сразу. Необходимо промокнуть пятно сухой бумажной салфеткой. Раствором из воды, уксуса и средства для мытья посуды (1:1:0,5) обработать пятно. Спустя 15 минут протереть теплой водой если пятна не вывелись – добавить в раствор больше уксуса и повторить процедуру. Пищевой пластиковый контейнер можно установить в машине, в качестве мусорки.
Важно! Пыль может скапливаться на верхней части окон, убрать которую можно протерев стекло сухой и мокрой тряпкой.
Как очистить сидения?
При езде в машине может случиться, что угодно, например, кого-то укачает, дети разольют сок, испачкают сидения и т.д. В таком случае пятна можно почистить следующим образом. Нужно налить несладкую, неподкрашенную газированную воду на загрязненную область, подождать 5-7 минут и вытереть все сухим бумажным полотенцем.
Если появились мелкие царапины на пластмассовых деталях в салоне, исправить все поможет бесцветный лак, которым нужно покрыть проблемное место. С помощью нашатырного спирта с легкостью можно почистить автомобильные стекла.
Убрать неприятный запах в салоне
Чтобы предотвратить появление в салоне автомобиля необходимо придерживаться следующих рекомендаций. Замену воздушного фильтра необходимо проводить систематически. Чтобы убирать небольшие частички мусора, необходимо использовать мини пылесос. Если оставить на ночь в салоне пакетик активированного угля, он вберет весь неприятный, гнилостный запах, остатки от запаха сигарет в салоне.
Заниматься своей машиной необходимо систематически, тогда никаких неприятных ароматов, грязи не будет.
Салонный фильтр – как сохранить свежесть и чистоту в салоне? Салонный фильтр Расположение салонного фильтра на авто.
Ежедневная эксплуатация автомобиля требует правильной и надежной работы всех его механизмов. В данном случае, речь пойдет о фильтрующих системах машины, каждая из которых, выполняет важные, но разные задачи. Схожесть и различие салонного и воздушного фильтров, механизм их работы, замены и установки будут рассмотрены ниже.
Этот элемент очистки воздуха есть в каждом современном автомобиле. Салонный фильтр давно уже не роскошь, которую могут себе позволить состоятельные автолюбители. От данного фильтра зависит качество воздуха в салоне, интенсивность обдува, снижение или полное удаление концентрации вредных веществ (окиси азота, угарного газа, пыли). В зависимости от конструкции фильтрующего элемента салонные фильтры делятся на картриджные и корпусные.
Картриджные фильтры наиболее популярны среди автолюбителей, поскольку позволяют менять использованную пластину (картридж), а не полностью сборный фильтр (корпус с креплением и элемент очистки). Располагается салонный фильтр за бардачком, чаще всего ближе к месту водителя. Чуть реже устанавливается прямо под капот – это характерно для многих европейских машин.
Располагается он перед «печкой», поэтому очищенный воздух через систему заслонок будет поступать напрямую в салон автомобиля.
Салонный фильтр может быть угольным или простым, в зависимости от материалов, расположенных на пластине. Простой фильтр состоит из обычного полипропилена, который задерживает пыль и очищает воздух от запахов. Более эффективным будет угольный вариант – активированный уголь, помещенный между слоями, отлично справляется с неприятными запахами и очищает воздух от химических веществ. Но и цена на угольный фильтр будет заметно выше.
Периодичность замены салонного фильтра может быть разная, но не реже чем один раз в год. Определенный километраж (15, 20, 50 тысяч км.), в данном случае, ориентир тоже весьма условный. Плохая работа системы отопления, неприятный запах, запотевание стекол изнутри салона, забитые грязью и пылью пластина фильтрующего элемента – вот основные признаки износившегося салонного фильтра.
Воздушный фильтр – важный элемент в работе автомобиля. Он предназначен для очистки воздуха, поступающего к двигателю, а также регулирует температуру горючей смеси в бензиновых автомобилях. Износ фильтра может привести к падению мощности двигателя, повышению расхода топлива и увеличению показателя концентрации вредных веществ в выхлопе.
Воздушный фильтр может иметь различную форму (панельные, в виде цилиндра и не имеющие каркаса, или бескаркасные), а эффективность того или иного фильтра определяется количеством ступеней очистки воздуха и системой забора пыли.
Многоступенчатая система позволяет лучше очищать воздух от микроэлементов, способных повредить двигатель.
Сухой забор пыли более эффективен по сравнению с масляными системами, поэтому их распространение вполне объяснимо. Их легко заменить, хотя они и имеют довольно сложную конструкцию, в которую входят пористый картон, различные легкие металлы и полимерные вещества. Процент пропускаемых частиц у сухих воздушных фильтров очень низкий и не превышает 1%, тогда как маслянистые системы могут «не заметить» 2-3%.
Необходимость замены данного элемента возникает в процессе эксплуатации автомобиля, напрямую связано с пробегом, а внешний вид фильтра будет дополнительным фактором, повлиявшим на решение о замене. На автомобилях с дизельным мотором, а также с двигателями, оснащенными турбонаддувом, замена воздушного фильтра происходит еще чаще.
Схожесть и отличия
Воздушный и салонный фильтры – элементы весьма схожие по принципу работы и конечному результату. Оба очищают воздух от пыли, грязи и других микроэлементов. Воздушный фильтр имеет более сложную конструкцию, нежели салонный — в тоже время воздушный фильтр достаточно вариативен в зависимости от конкретного автомобиля, тогда как салонный более универсален в использовании. Данные элементы не связаны между собой напрямую, а работают отдельно друг от друга. Но, если воздушный фильтр служит для правильной и безопасной работы двигателя, то салонный фильтр обеспечивает комфорт и чистый воздух для водителя и пассажиров.
Многие автолюбители весьма щепетильно относятся к вопросу технического обслуживания своего автомобиля и в большинстве случаев даже неплохо разбираются в устройстве и принципе работы его основных агрегатов. Однако существует ряд второстепенных деталей и систем, которым автовладельцы не уделяют должного внимания, считая их малозначимыми. Например, практически любой обладатель машины непременно позаботится о своевременной замене воздушного фильтра, являющегося частью впускной системы двигателя. А вот о необходимости замены фильтрующего элемента, ответственного за очистку поступающего в салон автомобиля воздуха, частенько забывают. Некоторые же из водителей вообще не догадываются о его существовании, пока не познакомятся с регламентом технического обслуживания. Итак, в этой статье поговорим об автомобильном салонном фильтре.
Перед тем, как приступить к рассмотрению конструкции и схемы работы современных фильтров салона, кратко вспомним историю появления этих очистителей воздуха. Интересно, что они начали применяться гораздо позже классических воздушных фильтров, предназначенных для очистки поступающих во впускной коллектор двигателя потоков. Осознание необходимости фильтрации попадающего внутрь автомобиля воздуха пришло в конце 70-х – начале 80-х гг, когда количество транспортных средств стало стремительно увеличиваться и начали появляться первые пробки, вокруг которых буквально создавалось облако из отработавших газов. Впервые салонный фильтр был установлен на серийный автомобиль в 1991 году. Он представлял собой фильтровальную бумагу, улавливающую частицы размером более 5 мкм, и был бессилен в борьбе с токсичными газами. Во второй половине 90-х в Европе салонные фильтры стали массово устанавливаться на автомобили средней ценовой категории. Это были уже более продвинутые фильтрующие элементы с добавлением активированного угля, способного поглощать молекулы вредных веществ, таких как оксиды азота, серы и прочих. В настоящее время салонный фильтр является неотъемлемым атрибутом большинства автомобилей. Лишь некоторые бюджетные модели, и то, как правило, в начальных комплектациях, не предусматривают установку подобных элементов для фильтрации воздуха.
Назначение салонного фильтра
Выше мы уже отмечали, что воздушный фильтр салона предназначен для удаления различного рода вредных веществ, проникающих во внутреннее пространство автомобиля по воздуховодам системы вентиляции. Многие, наверное, зададутся вопросом – зачем уделять большое внимание фильтрации воздуха, если он попадает в салон не только через воздухозаборник, а еще и через зазоры в уплотнениях и просто при открывании дверей автомобиля. Это действительно так, однако превышение концентрации опасных для здоровья человека веществ характерно лишь для зоны интенсивного движения, когда поток транспорта достаточно плотный и скорость его перемещения невелика. В этой ситуации выхлопная труба впередиидущего транспортного средства практически вплотную примыкает к воздухозаборнику движущегося следом автомобиля. Именно в непосредственно близости от системы выпуска отработавших газов допустимые нормы концентрации вредных компонентов могут быть превышены в 10-15 раз. Если же сделать замеры в нескольких метрах от работающего на открытом воздухе автомобиля, то здесь превышение будет или несущественным, или его не будет вообще.
Помимо токсичных веществ салонный фильтр автомобиля должен улавливать частицы пыли, сажи, резины. Эти частицы достаточно крупные и проблем с их отсеиванием обычно не возникает даже у простейших фильтрующих элементов, поэтому на них останавливаться не будем, а лучше уделим внимание более трудноуловимым продуктам сгорания.
Выхлопные газы содержат целую россыпь вредных соединений, при определенной концентрации оказывающих негативное влияние на здоровье человека. Речь идет как о сиюминутных последствиях вроде головной боли, непроизвольного чихания и рези в глазах, так и об опасности возникновения в перспективе серьезных хронических заболеваний. Предельно допустимая концентрация неблагоприятных химических веществ определяется нормативами ГН 2.1.6.1338-03, которые устанавливают максимальную разовую и среднесуточную концентрации, а также класс опасности каждого из веществ. В таблице ниже представлены некоторые из вредных компонентов с указанием ПДК в атмосферном воздухе.
Вещество | Химическая формула | Класс опасности | ПДК разовая, мг/м 3 | ПДК среднесуточная, мг/м 3 | Физиологическое действие |
---|---|---|---|---|---|
Оксид углерода (угарный газ) | CO | 4 | 5.0 | 3.0 | Кислородное голодание, приводящее к возникновению головной боли, одышки, снижению скорости психомоторных реакций |
Оксид азота | NO | 3 | 0.4 | 0.06 | Поражение дыхательных путей и легких |
Диоксид азота | NO 2 | 2 | 0.2 | 0.04 | |
Бензапирен | C 20 H 12 | 1 | — | 0.1 мкг/100 м 3 | Канцероген, способен накапливаться в организме |
Сероводород | H 2 S | 2 | 0.008 | — | Головокружение, головная боль, тошнота |
Бензол | C 6 H 6 | 2 | 0.3 | 0.1 | Канцероген, может вызывать головные боли, тошноту, головокружение. |
Углерод черный (сажа) | C | 3 | 0.15 | 0.05 | Канцероген |
Формальдегид | CH 2 O | 2 | 0.05 | 0.01 | Канцероген, негативно влияет на дыхательные пути, слизистые оболочки, нервную систему |
Метан | CH 4 | — | 50 | — | Кислородное голодание при высоких концентрациях |
Самым опасным из приведенных веществ является угарный газ – бесцветное ядовитое соединение, лишенное вкуса и запаха. Этот газ образуется в результате неполного сгорания топлива, вызывая при больших дозировках сильнейшее отравление. В пробках допустимая концентрация CO может быть превышена в несколько десятков раз, и, что самое неприятное, практически ни один из видов салонных фильтров не способен эффективно бороться с угарным газом. Так что по возможности лучше избегать длительного простаивания в автомобильных заторах, иначе легкое отравление, можно считать, гарантировано. Одним из вариантов борьбы с попаданием угарного газа внутрь салона является активация режима рециркуляции, исключающего забор воздуха извне.
Оксиды азота, негативно воздействующие на органы дыхания, также составляют изрядную долю загрязненного городского воздуха. Соединения NO в результате фотохимических реакций с водой в атмосфере приводят к образованию азотной кислоты, которая вместе с осадками выпадает на землю в виде так называемых кислотных дождей. Для автолюбителей утешением является тот факт, что любые окислы азота успешно нейтрализуются салонными фильтрами, правда, только теми, которые имеют в составе активированный уголь. При этом надо учесть, что адсорбционные свойства угольных фильтров в плане улавливания NO ухудшаются в процессе эксплуатации, что приводит к существенному снижению эффективности их работы.
Формальдегид, относящийся к ряду алифатических альдегидов, является токсичным бесцветным газом с резким запахом. При больших дозировках может привести к отравлениям, однако даже в сильно загазованном выхлопами воздухе его концентрация редко превышает предельно допустимые значения. К тому же угольные салонные фильтры очень даже неплохо справляются с формальдегидами.
На остальных вредных веществах подробно останавливаться не будем. Отметим лишь, что все они, будь то алифатические углеводороды (метан, этилен и другие) или обычная сажа, хорошо отсеиваются угольными салонными фильтрами.
Виды салонных фильтров
Использующиеся в автомобиле фильтры салона подразделяются на две наиболее распространенные группы:
- Обычные противопылевые фильтры;
- Угольные фильтры.
Простые пылевые фильтры осуществляют очистку воздуха от пыли и сажи, а также от пыльцы растений и прочих аллергенов. В качестве фильтрующего элемента в таких фильтрах используется бумага или синтетическое волокно, которые способны задерживать частицы размером до 1 микрона. Материалы из синтетических волокон могут быть наэлектризованы, поэтому кроме механического удержания имеют способность улавливать частицы посредством притягивания. Основным отличием пылевых салонных фильтров от воздушных фильтров системы питания двигателя является более низкая плотность фильтрующего материала. Это обусловлено тем, что система вентиляции автомобиля не способна создать столь сильную тягу, которую обеспечивает разрежение во впускном коллекторе. К минусам пылевых салонных фильтров стоит отнести их абсолютную беспомощность в борьбе с токсичными газами и неприятными запахами.
Угольные салонные фильтры способны очищать воздух от любых вредных соединений, испытывая определенные трудности только с угарным газом. В качестве рабочего элемента данного типа фильтров используется активированный уголь – пористое вещество, обладающее большой удельной поверхностью. Она формируется за счет множества микроскопических пор, самые небольшие из которых имеют размер около одного нанометра. Именно за счет этих пор и осуществляется улавливание молекул контактирующих с активированным углем токсичных газов, причем захват производится имеющими большие размеры макро- и мезопорами, а затем происходит транспортировка к микропорам. Это явление получило название адсорбции. Углубляться в природу возникновения межмолекулярных сил, позволяющих реализовать подобное «засасывание» одних веществ другими, не будем, отметим лишь, что чем крупнее молекулы поглощаемого вещества, тем легче осуществляется их захват и удержание. Эффективность адсорбции угольным фильтром не в последнюю очередь зависит от таких факторов, как скорость проходящего потока и температура воздуха.
Если же обратиться к конструктивным особенностям салонных фильтров, то использующийся для них активированный уголь представляет собой гранулы размером около 0.5 мм, закрепленные на специальной подложке из текстильного материала. Большинство угольных фильтров имеет многослойную структуру, в которой «угольные» слои чередуются со слоями из обычного противопылевого волокна. Каждая из прослоек ответственна за улавливание частиц определенного типа и размера. В итоге подвергшийся многоэтапной обработке воздух поступает в салон в абсолютно чистом и безопасном для вдыхания виде.
Где находится салонный фильтр и как его заменить
Несмотря на то, что автомобили разных производителей имеют существенные конструктивные отличия, они используют, как правило, салонные фильтры одной и той же формы. Обычно это прямоугольная кассета с характерным гофрированным фильтрующим элементом и более или менее жестким каркасом по периметру, обеспечивающим монтаж без перекосов с соблюдением требуемой плотности прилегания кромок. Места установки фильтров салона также не сильно разнятся. Обычно они находятся либо в подкапотном пространстве, либо под передней панелью в зоне сиденья пассажира (часто за перчаточным ящиком). Ответить на вопрос, где находится салонный фильтр в конкретной модели машины, сможет только руководство по ее эксплуатации. В нем же описана последовательность действий при замене.
Сама процедура замены салонного фильтра в зависимости от автомобиля может потребовать разных трудозатрат. Например, владельцам Тойоты Королла для выполнения этого действия не придется прилагать много усилий. В данном случае блок кондиционирования, в который вставляется салонный фильтр, расположен сразу за перчаточным ящиком. Последний можно откинуть, сняв боковой ограничитель и сжав сам ящик с обеих сторон. Доступ к салонному фильтру получен, так что теперь достаточно вынуть старую кассету и заменить ее на новую.
На некоторых моделях есть определенные нюансы, связанные с заменой салонного фильтра. Например, в ряде случаев добраться до места расположения фильтрующего элемента не так просто, поэтому при установке возникает риск замять какую-либо кромку фильтра или недостаточно плотно посадить его в блок фиксации. Понятное дело, что возникновение даже минимальной щели в зоне фильтрации приведет к явному снижению эффективности работы системы очистки. Еще один момент, уже не зависящий от автомобиля, это необходимость учета направления движения воздушных потоков. Установить салонный фильтр должным образом помогут соответствующие стрелки, наносимые на боковые грани элемента.
Периодичность замены воздушного фильтра салона
В процессе эксплуатации салонный фильтр неминуемо засоряется, поэтому рано или поздно потребуется его замена. В руководстве к автомобилю указывается конкретный интервал замены фильтрующего элемента, привязанный к выполнению плановых регламентных работ. Однако целесообразно осуществлять эту процедуру по фактическому состоянию фильтра салона, так как оно зависит от целого ряда факторов. Очевидно, что замену придется производить чаще, если автомобиль эксплуатируется в условиях сильной запыленности или загазованности. Например, фильтр явно быстрее придет в негодность при регулярной езде по грунтовым дорогам, где концентрация в воздухе различного рода частиц значительно выше, чем на мало загруженных городских улицах. Большая нагрузка на салонный фильтр ложится и в крупных мегаполисах, буквально утопающих в смоге от выбросов автомобилей и промышленных предприятий. Также на срок службы воздушного фильтра салона оказывает влияние тип материала, из которого он изготовлен. Более качественные фильтрующие элементы способны нормально функционировать и после 15-30 тыс. км пробега, в то время как подделка не протянет даже и половину этого срока.
Существует несколько признаков, говорящих о необходимости замены салонного фильтра:
- Снижение производительности системы вентиляции, т.е. поток воздуха из дефлекторов стал менее интенсивным, чем раньше;
- Появление стойкого запаха в салоне, явно не связанного с внешними источниками;
- Повышенное запотевание стекол.
Многие автолюбители в целях экономии предпочитают чистить салонные фильтры своими руками, а затем повторно их использовать. Затея, надо сказать, неудачная, так как никакая чистка подручными средствами не может на сто процентов восстановить первоначальные свойства материалов. Особенно это актуально для угольных фильтров, принцип работы которых основан на весьма сложных внутренних процессах, происходящих на молекулярном уровне.
Выводы
Из всего вышесказанного можно сделать однозначное заключение: салонный фильтр – необходимый компонент, своевременное обслуживанию которого является залогом сохранения внутри автомобиля приятной атмосферы, исключающей риск возникновения легких недомоганий и серьезных заболеваний. При выборе очистителя воздуха стоит обратить внимание на изделия известных брендов, находящиеся в более высокой ценовой категории. Это как раз тот случай, когда можно переплатить и получить заведомо более качественную продукцию, в разы лучше выполняющую свои функции и в то же время сохраняющую работоспособность при пробеге до нескольких десятков тысяч километров. Выбирая между пылевым и угольным салонными фильтрами, предпочтение следует отдать последним, потому что они эффективнее противостоят токсичным веществам.
Поскольку салонный фильтр появился значительно позже прочих узлов и агрегатов авто, некоторые пользователи относят его к предметам роскоши. Это не совсем верно, ведь от самочувствия водителя зависит безопасность на дорогах.
В салоне эксплуатируется кондиционер и отопитель, радиаторы которых очень сложно и дорого чистить, тем более менять. Наконец, в пробках мегаполисов без салонного фильтра вероятность отравления выхлопами и соединениями углеводородов увеличивается в 6 – 12 раз.
Назначение салонного фильтра
Даже в отсутствие пробок на дорогах, перед капотом авто неизбежно находится выхлопная труба передней машины. Единственной преградой между выхлопом и организмом водителя, пассажиров становятся салонные фильтры различной конструкции и ценовой категории.
Чем чище воздух внутри машины, тем выше эксплуатационный ресурс испарителя кондиционера, радиатора и вентилятора печки.
Концентрация вредных веществ внутри и снаружи салона
Необходимость салонного фильтра обусловлена следующими факторами:
- атмосфера среднестатистического города содержит СО, оксиды азота и серы, формальдегиды, углеводороды;
- концентрация диоксида азота на пешеходных переходах, дорогах и внутри салона авто превышает ПДК в 1,4, 3 и 7 раз, соответственно;
- в пробках это значение увеличивается до 15 – 20 кратного превышения ПДК;
- соли дорожного покрытия, копоть и шинная пыль проникают именно в салон при работе вентилятора системы воздушного охлаждения.
Основным аргументом владельцев б/у авто является отсутствие салонного фильтра, даже на старых иномарках. Это неверно, в принципе:
- количество машин до 90-х годов прошлого века было значительно ниже, соответственно, концентрация вредных веществ еще не «зашкаливала»;
- затем салонный фильтр появился в представительских авто, позже им стали комплектовать 85% автомобилей на конвейере;
- воздушный фильтр по умолчанию стоит во входном воздушном коллекторе, что не вызывает вопросов у пользователя, понимающего, что для двигателя вредно попадание в топливную смесь сторонних частиц.
Здоровье пассажиров и водителей по умолчанию имеют высший приоритет в сравнении с двигателем машины, поэтому салонный фильтр не должен вызывать вопросов, а обязан стоять в любой современной машине.
Формальдегиды являются бесцветными токсичными газами, накапливаются в организме, вызывают отравления. Оксиды азота угнетают дыхательные пути, задерживаются только активированным углем, бумага и синтетика с ними не справляется. Самым опасным традиционно считается угарный газ от неполного сгорания углеводородов системы выхлопа.
Метан, сероводород, сажа и бензапирен попадают в салон в промышленных зонах города.
Принцип действия
После установки салонный воздушный фильтр работает по следующему принципу:
- полностью перекрывает отверстие воздухозаборника печки, исключает подсос не фильтрованного воздуха;
- на бумажный картридж оседает содержащаяся в воздухе избыточная влага, пыль и механические взвеси;
- после обработки хлором бумажный пылевой фильтр дополнительно нейтрализует некоторые вредоносные бактерии;
- синтетические волокна специальных картриджей имеют электростатический заряд, прочно удерживают частички пыли, автомобильной резины;
- пропитанная угольным раствором бумага частично задерживают пыль мельче 1 микрона;
- активированный уголь в чистом виде, засыпанный между бумажных и синтетических слоев фильтра, полностью абсорбирует загрязнения, присутствующие в воздухе, то есть, не только связывает, но и нейтрализует их.
Антиоксидантное покрытие создано для аллергиков. На бумажные, синтетические или угольные картриджи нанесен полифенол, уничтожающий запахи.
Конструкция фильтров салонных
Прежде, чем купить салонный фильтр угольный или обычный и смонтировать его самостоятельно, необходимо иметь представление о разновидностях, местах и способах монтажа. Существует две модификации фильтра:
- картриджный – штора из бумажных «складок», имеющих вид решетки, установленной поперек потока воздуха;
- корпусной – штора установлена в каркасе, может иметь ручку для установки и демонтажа.
Решетки по периметру шторки в последнем варианте обеспечивают пространственную жесткость изделия, устанавливать его проще.
Барьерный
Воздушные потоки имеют направление снаружи в салон, поэтому фильтр должен полностью перекрывать входной коллектор печки. Барьерными или пылевыми называются бумажные картриджи, защищающие от насекомых, пыли и пыльцы растений, сажи, прочих мелких частиц.
Изготавливаются они из бумаги гофрированием или плиссированием для многократного увеличения рабочей поверхности шторы фильтра. Основными характеристиками являются:
- площадь поверхности шторы – зависит от технологии изготовления, формы и количества штор;
- пропускная способность – указывает процент проникновения сквозь штору частиц крупнее 0,3 микрона;
- сопротивление аэродинамическое – чем ниже этот показатель, тем легче проникать воздуху в салон, измеряется до тестирования и после него;
- пылеемкость – показывает процент поглощения вредных частиц до увеличения сопротивления аэродинамического 200 Па, считающегося критическим (фильтр можно выбрасывать);
- цена – барьерные модификации самые дешевые из существующих вариантов.
При установке пылевого фильтра владелец избавляется от наледи на стеклах изнутри салона, запотевания в дождь, крупной пыли. При условии, что установлено оригинальное изделие, а не контрафакт. Если габариты фильтра не соответствуют размерам отверстия, то воздух проходит по пути меньшего сопротивления, то есть, не через штору, а сбоку. Смысла в подобной фильтрации нет никакого.
Угольный
В идеале угольный салонный фильтр собран из шторок, заполненных кокосовым углем. На практике чаще встречается древесный активированный уголь либо пропитка бумаги угольным раствором. При покупке следует учесть:
- угольная пропитка имеет плотность 300 – 350 г/м 2 максимум, обладает слабой абсорбцией;
- насыпной уголь имеет плотность 700 г/м 2 , гарантированно соответствует заявленным производителем характеристикам фильтрации.
В настоящее время фильтры с натуральным углем купить практически невозможно, их цена начинается от 5 – 7 тысяч рублей. Ради снижения себестоимости производители перешли на продукцию из пропитанной угольным раствором бумаги. Фильтр стал дешевле (1200 – 3000 рублей), но потерял в эффективности.
Электретный
Если в барьерный фильтр дополнительно заложен слой нетканой синтетики, подобные модификации называются электретными. Эта ткань обладает статическим зарядом, притягивает частицы грязи и посторонних веществ из воздуха.
Например, если выберу штору с нетканым материалом, получу в дополнение к очистке воздуха от крупных механических частиц задержание салонным фильтром мелкодисперсной пыли, спор грибов и пыльцы растений.
Комбинированный
В отличие от однокомпонентных штор комбинированные фильтры могут содержать в любых сочетаниях:
- бумажные картриджи;
- электретное полотно;
- слой угля или бумажной угольной пропитки.
Это позволяет резко повысить качество воздуха внутри салона, ресурс кондиционера и отопителя. В комбинированных картриджах на входе обычно устанавливается бумага, позади нее синтетика, последний слой выполнен из активированного угля.
Место установки
Производители машин обычно устанавливают салонные фильтры в трех возможных местах:
- под капотом – точнее, возле перегородки моторного отсека, доступ средней сложности, обычно корпусные варианты штор;
- возле перчаточного ящика – позади бардачка или под ним, доступ облегченный, используются и корпусные, и картриджные модификации;
- возле рулевой колонки – под панелью торпедо или поверх нее, в первом случае доступ сложный, во втором легкий, применяются обычно картриджные варианты;
К сожалению, выбирая транспортное средство, расположение салонного фильтра владелец не может предсказать заранее. Так как гораздо важнее эксплуатационные характеристики машины, а не обслуживание фильтрационного оборудования.
Например, в Шевролет Ланос и ЗАЗ с аналогичным кузовом салонный фильтр условно находится под капотом. Однако добраться к нему очень сложно:
- придется демонтировать 4 клипсы и снять половинку пластиковой панели воздухозаборника с пассажирской стороны;
- выдвинуть и снять еще одну пластиковую детали с воздухозаборного люка;
- залезть на двигатель, чтобы дотянуться до крышки фильтра;
- извлечь его и аккуратно поставить новое изделие, засунув в проем практически всю руку по плечо;
- поставить панель водухозаборника, не повредив левый край, заходящий за крышку капота.
Однако при расположении под приборной панелью ситуация еще хуже, поэтому периодическая замена и не производится владельцами.
Замена своими руками
При эксплуатации транспортного средства специалисты рекомендуют выбрать график замены фильтрующей шторки/картриджа салона вместе с заменой масла, то есть через 7 – 10 тысяч километров пробега. Следует учесть, что, даже в стояночном режиме этот фильтр засоряется, но в гораздо меньшей степени.
Срок службы фильтра
Основными причинами замены салонного фильтра являются:
- обледенение стекол изнутри зимой или обильное запотевание летом;
- сторонние запахи в салоне, проникновение выхлопов впереди идущих машин;
- ослабевание напора воздуха из отопителя;
- засорение сот испарителя кондиционера;
- пробег больше 10 000 км или год эксплуатации с не регулярными поездками, в стояночном режиме.
При расположении под торпедо водители вспоминают про салонный фильтр, хорошо если раз в году – весной. Именно в это время в салон начинают проникать запахи и тополиный пух.
Замена под рулевой колонкой
Обычно картридж в этом варианте спрятан под панелью. Причем, лучшие производители авто оснащают машину 2 – 3 салонными фильтрами сразу. Увеличивается бюджет ТО и трудоемкость работ, зато, понадобится лишь фигурная отвертка.
На примере Nissan Qashqai, у которого кассета расположена справа от педали газа, нужно выполнить последовательность действий:
- отжать фиксаторы клипс;
- демонтировать декоративную накладку центрального тоннеля;
- снять крышку с короба, также закрепленную защелками;
- извлечь картридж, сжав его пальцами;
- установить новую шторку, предварительно поджав ее пальцами;
- собрать облицовку панели в обратной последовательности на защелках.
Внимание: В зависимости от конфигурации и размеров фильтр может устанавливаться определенной стороной картриджа или корпуса. Производители обычно указывают маркировкой, на коробке или в инструкции сторону, обращенную наружу, и внутрь салона.
Замена за перчаточным ящиком
Традиционно для разделения авто по ценовым сегментам, владельцам представительских иномарок заменить салонный фильтр значительно проще. Например, в Toyota Corolla перчаточный ящик полностью откидывается вниз, нажав на боковые фиксаторы. Открывается доступ к картриджу, защищенному специальной крышкой, которая фиксируется двумя защелками.
Кассету также придется поджимать во время извлечения и при установке новой шторки. На других модификациях машин может потребоваться демонтаж бардачка и откручивание винтов крышки картриджа отверткой.
Замена под капотом
Салонный фильтр воздуха всегда расположен сзади стенки моторного отсека, но, в моделях ведущих автопроизводителей конструкция продумана до мелочей, а в некоторых машинах придется демонтировать дополнительно несколько деталей.
Например, в BMW серии X5 фиксаторы крышки снимаются вручную, не нужно использовать отвертку, вытаскивается шторка удобно и быстро.
На автомобилях ВАЗ «десятой» серии процесс замены более трудоемкий и долгий:
- демонтаж стеклоочистителей («дворников»);
- снятие полимерной панели воздухозаборника (4 самореза под декоративными заглушками);
- демонтаж декоративной накладки перегородки моторного отсека (8 шурупов под фигурную отвертку и 2 гайки по углам);
- отсек воздухозаборника находится с пассажирской стороны, а картридж установлен внутри него вертикально со стороны водителя;
- после извлечения фильтра нужно убрать крупный мусор, скопившийся там за время эксплуатации, и пропылесосить от мелкого сора.
Крепеж картриджа здесь не предусмотрен, он вставляется враспор в имеющееся отверстие.
Изготовление своими руками
Существует опыт эксплуатации самодельных салонных фильтров воздуха. Основными нюансами при этом являются:
- чаще всего используется угольный материал для кухонных вытяжек, который стоит дешевле оригинальных салонных картриджей и каркасных фильтров;
- этот материал в принципе не рассчитан на постоянную эксплуатацию, так как вытяжка включается периодически;
- заменить угольным полотном можно только шторку каркасного фильтра, для картриджных модификаций он не является полноценной замены, так как не имеет достаточной жесткости.
Технология изготовления очень простая, занимает, от силы четверть часа:
При стоимости 600 рублей полотна для кухонной вытяжки хватает на 4 полных шторки, то есть примерно 4 года эксплуатации машины.
Оригинальный, альтернативный и контрафактный фильтр
По умолчанию оригинальный картридж стоит на 20 – 50% дороже аналогов сторонних производителей. Его нужно заказывать и ждать, что не всегда удобно автовладельцу. Аналоги отличаются от контрафактных изделий следующими параметрами:
- искажение реальных характеристик либо их отсутствие в описании, на упаковке;
- меньшие размеры, нежели у оригинала, поэтому фильтрации не происходит в полном объеме.
Аналоги имеют стандартные размеры, изготавливаются из более дешевых материалов, но информация об этом всегда указывается производителем. Эти модификации всегда имеются в наличии по бюджетной цене. Умельцы покупают дешевый контрафакт, герметизируют щели прокладками из резины, поролона. Затем дополнительно защищают фильтры металлическими и капроновыми сетками от крупного мусора, попадающего в воздухоприемный отсек.
Рейтинг производителей
Для определения какой салонный фильтр лучше в эксплуатации, независимыми экспертами регулярно производится тестирование бумажных, угольных и комбинированных модификаций. Например, по результатам испытаний информационного издательства Авторевю выявлены результаты, представленные в нижней таблице:
В экспертизе салонного фильтра на специальном стенде были использованы образцы именитых и малоизвестных брендов:
- Raf Filter – Китай – Россия;
- Mann Filter – Чехия;
- Mahle – Болгария;
- Goodwill – Корея;
- Fram – Словения;
- Denso – Япония;
- Corteco – Германия;
- Bosch – Германия;
- AMD – Корея – Россия;
Разброс цен составил 180 – 1200 рублей, стенд ЦЛИ с кварцевой пылью 5,6 кг/см 2 , подающейся пд напором воздуха 20 м 3 /ч в течение 1/3 часа предоставил институт НАМИ. Оценивались приведенные в таблице характеристики.
По поглощению диоксидов азота лидером стал Бош, Манн и Махле, соответственно. Пары изопропанола лучше задерживает штора Махле, Бош и Манн, а углеводороды Бош, Валео и Делфи. По пылеемкости лидируют Махле и Манн.
Единственным преимуществом Raf и TSN остается цена, но первый фильтр пропускает до 50% пыли, а второй практически бесполезен от выхлопа и углеводородов.
Фирма Mann выпускает шторки из плиссированной бумаги и универсальные фильтры Adsotop с внутренним слоем древесного угля, сочетание качество/цена почти идеальное.
Многие производители комплектуют авто картриджами MicroAir компании Corteco. Это бюджетный вариант угольного и бумажного картриджа.
Продукция Bosch по некоторым характеристикам лидирует уверенно, по остальным остается в тройке рейтинга, цена приемлемая для рядового автолюбителя.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
В условиях современных дорог и городов, где количество автомобилей становится все больше, а экологическая ситуация все хуже, салонный фильтр уже стал обязательным атрибутом любого современного автомобиля.
Основными производителями воздушных фильтров салона для импортных автомобилей являются фирмы BOSCH, Filtron, MAHLE, Mann, UNICO. Задача воздушного фильтра — очищать забортный воздух, поступающий в салон через систему вентиляции.
В салон автомобиля проникают выхлопные газы, пыль, микрочастицы, образующиеся при стирании шин автомобилей. Эту смесь мы вдыхаем, отравляя наш организм. Примерно 60% загрязнений воздуха в городах, это поднятая в воздух колесами грязь с дорог. Фильтр салона, очищает воздух от этих примесей, сохраняя здоровье.
Запотевшие окна, затрудняют езду и мешают водителю быстро ориентироваться на дороге. Мы ищем причину в плохой работе печки, вместо того, чтобы заменить фильтр салона. Фильтр при эксплуатации засоряется грязью, которая впитывает влагу из воздуха. Включая систему вентиляции, воздух, проходит через фильтр, начинает сушить его и вся накопленная влага поступает в салон, оседая на холодных стеклах.
Включая кондиционер, иногда появляется неприятный гнилой запах. Это гниют частицы органического происхождения (пыльцы растений, насекомых, грибки), которые скопились в фильтре салона. Меняйте фильтры не реже чем два раза в год.
На сегодня производителями выпускаются пылеулавливающие фильтры на основе синтетических волокон, которые не подвержены намоканию и обладают антисептическими свойствами, которые не позволяют размножаться грибкам.
Сейчас выпускаются воздушные салонные фильтры с добавлением активированного угля. В угольных салонных фильтрах, воздух, перед тем как попасть в салон автомобиля, проходит трехступенчатую очистку. Первый слой фильтра изготовлен из полиэстро-пропиленовых волокон, которые задерживают крупные частицы пыли и сажи.
Второй слой состоит из более тонкого полипропиленового микроволокна, которое задерживает мелкие частички пыли и жидкие загрязнения в виде испарений. Третий слой — угольный, очищает воздух на 90% от вредных газов, попадающих в салон автомобиля.
Где находится салонный фильтр
Разные производители автомобилей по-разному подходят к задаче размещения салонного фильтра. Проще всего его найти, если заглянуть в инструкцию к автомобилю, которую можно раздобыть в интернете.
Любители же покопаться и разобраться во всем самостоятельно могут попробовать найти салонный фильтр самостоятельно. В большинстве автомобилей салонный фильтр находится под приборной панелью со стороны переднего пассажира.
Доступ к фильтру осуществляется либо через перчаточный ящик (бардачок), либо из подкапотного пространства. Чаще всего, пожалуй, все же через бардачок.
Как поменять салонный фильтр самостоятельно
Салонные фильтры изготавливаются под конкретную модель автомобиля. К каждому проданному фильтру, идет инструкция по замене.
Если вы не уверены, что сможете сами заменить фильтр, доверьте это специалистам сервисного центра. Замену салонного фильтра рекомендуют производить через каждые 15000 км, но не реже чем раз, а иногда и два раза в год.
Своевременная замена салонного фильтра обеспечит вам и вашим пассажирам комфорт и чистый воздух в автомобиле.
Процедура замены фильтра очень проста и занимает не более минуты. Никаких специальных инструментов для этого, как правило, не нужно.
Первым делом необходимо полностью открыть перчаточный ящик, для это необходимо высвободить стопоры, отогнув их покачав, найдя то положение, которое позволит их вытащить:
После этого снять ограничительную тягу:
Теперь остается лишь открыть пластиковую крышку, вынуть старый фильтр (их может быть и два, кстати) и поставить новый.
И на этом, собственно, все. Закрываем крышку и восстанавливаем работу перчаточного ящика.
И снова можно наслаждаться чистым воздухом. Приятных вам поездок и путешествий.
В салон машины регулярно попадают микрочастицы, пыль, выхлопные газы, которые формируются за счёт стирания автомобильных шин. Смесь отравляет наши лёгкие. На поднятую колёсами грязь с дорог приходится около 60 % всех загрязнений городской среды. Фильтр способен защитить наше здоровье и очистить воздух от вредных примесей. Регулярная эксплуатация рано или поздно приводит к его загрязнению, что сказывается на видимости во время езды. Речь идёт о запотевших окнах, которые часто водители объясняют плохой работой печки. На самом деле необходимо просто заменить фильтр. Как поменять салонный фильтр и где он может быть установлен?
Разновидности салонных фильтров
Первые салонные фильтры, устанавливаемые в начале девяностых годов, имели много общего с простыми фильтрами двигателя. Эффективность была сомнительной, вскоре начался выпуск вариантов с двумя слоями. Со временем появилась и трёхступенчатая очистка с углём в качестве третьего этапа.
Современные автомобильные фильтры для салонов относятся к категории пылеулавливающих и основаны на синтетических волокнах, которые не намокают и демонстрируют антисептические свойства, благодаря чему грибки не размножаются. Фильтры с добавление угля считаются наиболее оптимальным вариантом, поскольку перед попаданием в салон воздух проходит трёхступенчатую очистку.
- Полиэстро-пропиленовые волокна представляют первый слой, предназначенный для задержки крупных частиц сажи и пыли.
- Более тонкое полипропиленовое микроволокно используется в качестве второго слоя для задержания испарений и мелких частиц пыли.
- Третий слой угольный, на 90 % он очищает воздух от вредных газов, которые могут попасть в салон. В итоге воздух защищён не только от пыли, но также и от запахов.
Стоит менять фильтр регулярно, это зависит от предоставленных производителем рекомендаций. В среднем это 15 — 20 тыс. км пробега или первые ухудшения в плане эксплуатации. В южных регионах или загазованных городах частота замены увеличивается в два раза. Так или иначе, ориентируйтесь на 1 раз в год минимум. Среди внешних признаков, указывающих на необходимость замены, стоит выделить следующие:
- повышенная влажность в салоне;
- уменьшение обдува, слабая работа кондиционера и печки (читайте также о том, );
- неприятные запахи в салоне.
Варианты местонахождения салонного фильтра
Вопрос о том, где находится салонный фильтр, возникает у водителя первым при необходимости замены. Чаще всего это следующие зоны авто:
- специальный пластиковый бокс под капотом;
- под передним стеклом;
- за панелью приборов;
- на задней стене бардачка изнутри.
Если у вас возникли проблемы с поиском салонного фильтра, изучите инструкцию по эксплуатации авто.
Купить или сделать своими руками?
Стоит сразу опровергнуть бытующий миф о том, что качественные фильтры относятся к категории дорогостоящих. Брендовые детали дороже китайских в два раза, однако в случае с фильтрами переплата за бренд себя не оправдывает. Сырьё используется везде одинаковое, а конструкция не так сложна, чтобы ломаться слишком часто. Единственное, на что стоит обратить внимание – наличие угля и многослойность. Если ваша машина относится к категории редких или вам необходимо установить фильтр, который для вашей марки уже не производится, можно изготовить его самостоятельно. Процедура выглядит следующим образом:
- Подготовьте универсальный угольный фильтр, используемый в бытовых кондиционерах, клей, металлическую сетку и каркас старого фильтра.
- Благодаря сетке конструкция будет более жёсткой. Подойдет сетка для воздухозаборников или декоративная.
- Вырежьте необходимый по размерам кусок из универсального фильтра и вклейте его на сетку в каркасе.
- Если ваш фильтр изначально был не на каркасе, придётся самостоятельно его изготовить. Также подходящий по ширине и длине каркас можно подобрать на автомобильном рынке, а высоту всегда можно обрезать.
Поэтапная процедура замены
Самостоятельная замена салонного фильтра потребует наличия набора отвёрток и инструкции к вашей машине. Далее ваши действия следующие:
- Определите местонахождение салонного фильтра.
- Снимите пластиковую решётку на капоте. Её крепление осуществляется посредством нескольких болтов. Избавьтесь от пластиковых заглушек, открутите болты и снимите правую часть облицовки.
- Для обеспечения дальнейшего доступа к фильтру снимите трубки омывателя и защитный кожух.
- На следующем этапе необходимо будет немного повозиться с болтами крепления, когда они ослабнут, потяните крышку вверх и вправо.
- Две пластиковые защёлки будут держать грязный фильтр. Замените его новым, ориентируясь на стрелки. Обратите внимание, что по стрелке определяется не верхняя часть фильтрующего устройства, а направление потока воздуха — он должен быть направлен вниз.
- На завершающем этапе вас ждёт сборка в обратном порядке.
Особенности замены фильтра на разных авто
Если вы уже знаете, как заменить салонный фильтр, остается разобраться с нюансами замены разных марок авто:
Источник Источник Источник http://avtopribambas.com/info/kak-sohranit-avtomobil-idealno-chistym.html
Источник Источник Источник http://immotors.ru/salonnyi-filtr-kak-sohranit-svezhest-i-chistotu-v-salone-salonnyi-filtr/