Содержание
Перечень работ, которые должны выполнять при диагностике ходовой части автомобиля
Ходовая часть – это подвеска и мосты, то есть мост задний и передний. Когда речь идёт о рамном кузове, в список надо включать и раму. Будем считать, что кузов является несущим, а сам автомобиль – переднеприводным. Ясно, что список мер по диагностике ходовой части зависит от того, что входит в эту часть изначально. Обычно речь идёт о подвеске, и тогда регулируют углы развала и схождения. Нужно проверять на сохранность рычаги и сайлент-блоки, определять износ пружин и амортизаторов, а ещё надо проводить диагностику шарниров ШРУС.
Последнее действие выполняют в движении, то есть при управлении автомобилем на дороге.
Шины и диски
Начинать диагностику ходовой части лучше с проверки состояния колёс. При этом выполняют действия:
- Визуально осматривают диски и шины, чтобы найти возможные дефекты;
- Балансировку каждого колеса проверяют тоже. Кузов достаточно будет вывесить на домкрате;
- Когда кузов вывешен, проверяют давление в шинах.
Без использования спецоборудования можно проверить только «статический баланс». Смысл этих слов иллюстрирует чертёж:
Дисбаланс может быть статическим и динамическим
Проблема в том, что сейчас не существует установок, позволяющих выявлять динамический дисбаланс прямо на машине. Каждое из колёс придётся снимать.
ШРУСы и подшипники ступиц
Какие сложные слова – ШРУС, ступицы… На самом деле речь идёт о проверке сохранности пыльников, то есть чехлов, закрывающих ШРУСы – шаровые шарниры переднего моста. Проверяют целостность пыльника методом осмотра.
Если дефекты не выявлены сразу, это не значит, что их нет. Испытания проводят на стенде:
- Передний мост полностью вывешивают;
- Нажав на педаль тормоза, устанавливают зажим на тормозной шланг. Операцию проводят для каждого из колёс по очереди!
- После старта двигателя включают первую передачу, а руль вращают от упора до упора. Если слышен характерный звук (хруст), придётся менять и пыльник, и сам ШРУС.
Теперь рассмотрим, как нужно проверять подшипники. Кузов вывешивают и пытаются наклонять диск, чтобы выявить люфт.
Подшипник колёсной ступицы проверяют на люфт
Было перечислено всё, что входит в диагностику ходовой части, за исключением проверки и тестирования подвески. Проверять её элементы начинают с визуального осмотра.
Заметим, что в подшипниках заднего моста наличие небольшого люфта будет допустимым. О передних ступицах так можно говорить в одном случае – когда авто является заднеприводным.
Детали подвески
Только тщательный осмотр с применением фонарика поможет найти дефекты, которые могут появляться на механических деталях. Доступ к рычагам подвески будет открыт, а вот поперечная тяга обычно защищена съёмным кожухом. Этот кожух требуется демонтировать. Вообще же действия по диагностике можно объединить в группы:
- Осмотр всех жёстких (металлических) деталей подвески – рычагов, тяг и т.д. Нужно искать трещины и сколы;
- Проверка сохранности резиновых втулок (визуальный осмотр);
- Поиск неисправностей в сайлент-блоках, шаровых опорах и верхних опорах с подшипниками. Здесь используется ломик, которым жёсткий элемент отводят от кузова и покачивают;
- В завершении проверяют состояние основных элементов – пружин и амортизаторов. Отдельным вопросом надо считать проверку углов установки колёс: угла развала и схождения. Угол кастера на большинстве иномарок не регулируется, и проверять его нет смысла.
Диагностика и ремонт ходовой части автомобиля — все об авто
Любой узел в составе современной автомашины имеет большое значение при возникновении любых неисправностей транспортное средство может потерять способность к передвижению.
- 1 Диагностика ходовой части автомобиля
- 2 Ремонт ходовой части автомобиля
- 3 Диагностика и замена амортизаторов
- 4 Диагностика и замена шаровой опоры
- 5 Диагностика и замена подшипников ступицы
- 6 Диагностика и ремонт рычагов передней подвески
- 7 Диагностика и замена пружин
Ходовая часть автомобиля – это совокупность узлов, которые позволяют передвигаться по дороге с комфортом, и если в передней или задней подвеске происходят поломки, на машине не только неудобно становится ездить, но и в некоторых ситуациях даже опасно. Именно поэтому в обязательном порядке необходимо следит за состоянием ходовой части:
- с необходимой регулярностью проводить техобслуживание;
- диагностировать подвеску;
- по мере надобности менять вышедшие из строя детали.
Диагностика ходовой части автомобиля
Любой современный легковой авто имеет две оси колесных, соответственно, каждая ось (мост) оснащается системой рычагов и амортизационных устройств, обеспечивающих плавность хода транспортного средства по дороге. Один из мостов на машине обязательно является ведущим – он передает крутящий момент от двигателя на колеса, также есть автомобили, у которых ведущими являются оба моста.
Практически на всех современных легковых авто передняя подвеска независимого типа, в состав которой входят:
- амортизаторы;
- рычаги;
- поворотные цапфы (кулаки);
- шаровые опоры;
- опорные подшипники;
- пружины;
- стабилизатор поперечной устойчивости;
- стойки стабилизатора;
- стабилизаторные втулки;
- балка;
- ступицы;
- ступичные подшипники.
Самые распространенные типы задних подвесок:
- зависимая (задний мост);
- полузависимая (балка);
- независимая (многорычажная).
Независимо от конструкции задней подвески в ней присутствуют амортизаторы, колесные ступицы с подшипниками, устанавливаются пружины или рессоры, которые смягчают удары при прохождении машины по неровной дороге, обеспечивая плавность хода. Также на задней подвеске часто устанавливаются;
- рычаги;
- реактивные тяги;
- балка;
- задний стабилизатор;
- втулки стабилизатора.
В процессе эксплуатации детали ходовой части изнашиваются и в подвеске появляются различные стуки и шумы. Характер возникающих стуков может быть разным, и с некоторыми неисправностями ездить не допускается. Для выяснения причины появления дефекта проводится диагностика ходовой части автомобиля.
Наиболее распространенный вид диагностики ходовой в автосервисах – внешний осмотр деталей «ходовки» с проверкой соединений элементов подвески на люфты. Также во многих современных автотехцентрах для диагностики используется специальное оборудование (люфт детекторы, вибростенды), с помощью современной техники неисправности выявляются быстро и с высокой точностью.
Ремонт ходовой части автомобиля
После выявления дефектов с помощью диагностики проводится ремонт ходовой части автомобиля, в основном он заключается в замене деталей подвески, но некоторые элементы ремонтируют, например, в рычагах перепрессовывают сайлент-блоки. Все детали ходовой имеют свой определенный ресурс и требуют замены по мере износа. В некоторых случаях элементы подвески ломаются раньше установленного срока, основные причины выхода деталей из строя:
- деформация вследствие удара или наезда на препятствие;
- низкое качество устанавливаемых деталей;
- эксплуатация автомобиля с повышенными нагрузками или в тяжелых дорожных условиях.
С ремонтом ходовой части затягивать не следует, и если возникли какие-либо неисправности в «ходовке», их необходимо немедленно устранять. Например, недопустимо ездить с люфтами шаровых опор, рулевых тяг и наконечников – если шаровая разлетится, последствия могут оказаться непредсказуемыми, так как машина совсем перестанет слушаться руля.
Диагностика и замена амортизаторов
Амортизаторы в автомобиле предназначены гасить вертикальные колебания, без них автомобиль будет сильно раскачиваться при прохождении неровных участков дороги. Неисправный амортизатор может проявлять себя по-разному:
- при заклинившем амортизаторном штоке автомобиль будет очень жестко ехать по дороге;
- если амортизатор потеряет упругость, машину будет сильно раскачивать на дороге вверх и вниз.
В любом случае с плохими амортизаторами ездить нельзя:
- при раскачивании авто заметно ухудшается управляемость транспортного средства, увеличивается тормозной путь;
- если амортизатор заклинит, машина будет ехать очень жестко, «соберет» все кочки на дороге, в салоне пассажиры почувствуют удары подвески.
Диагностику амортизаторов сделать несложно, достаточно поставить машину на ровную площадку и попробовать раскачать ее вверх-вниз. Если кузов при раскачке сразу гасит колебания, то, скорее всего, детали в порядке. Когда авто продолжает некоторое время раскачиваться, вероятно, амортизаторы не выполняют свою функцию – они не имеют необходимой упругости. Убедиться в правильности диагностики можно внешним осмотром этих деталей – если неисправны амортизаторы, в районе штока будут заметны следы масла.
Амортизаторы ремонтируют очень редко, так как стоят они в основном недорого, и меняются довольно просто, но многое зависит от типа подвески. Очень легко провести замену этих деталей на заднеприводных автомобилях, таких как ВАЗ-классика или Волга – для этого нужно отвернуть гайки крепления сверху и снизу и демонтировать устройство. На переднеприводных автомобилях замена производится чуть сложнее – приходится отсоединять амортизаторную стойку от поворотного кулака, а также снимать пружину.
Диагностика и замена шаровой опоры
Износ шаровой опоры можно определить по признакам:
- в районе передней подвески появляется стук;
- увеличивается люфт в рулевом колесе;
- управляемость автомобиля становится хуже.
Диагностировать опоры удобно на автоподъемнике, но можно и просто на земле, на ровной площадке. Проверяется состояние шаровой внешним осмотром, поворотом колеса руками. Также проверяют наличие люфта с помощью арматуру, которую устанавливают между рычагом и ступицей передней подвески. Если люфт есть, при перемещении монтирования он будет сразу заметен.
Шаровые опоры имеют свой определенный ресурс, в среднем на легковых автомобилях они служат от 50 до 100 тыс. км пробега. Но детали могут выйти из строя раньше, наиболее часто распространенная причина преждевременного износа шаровой – порван пыльник. Чтобы шаровые опоры прослужили дольше, необходимо периодически проводить техобслуживание – проверять состояние пыльников.
Диагностика и замена подшипников ступицы
В отличие от шаровой опоры подшипник ступицы колеса не стучит, а гудит при движении автомобиля. Причем, шум усиливается по нарастающей при разгоне, а при уменьшении скорости соответственно уменьшается. Проверить шумящий подшипник можно на месте, для этого нужно поднять автомобиль на домкрате и прокрутить колесо – неисправная деталь издает слегка неприятный скрипучий звук. Следует отметить, что если подшипник гудит долго, потом он уже начинает хрустеть и щелкать, а в дальнейшем может и заклинить. Когда на ходу «клинит» колесо – это очень опасно, так как автомобиль теряет управление и может попасть в аварию, поэтому с такой неисправностью эксплуатировать машину нельзя.
Срок службы подшипника ступицы зависит от модели автомашины, и в среднем составляет 50-100 тыс. км. заблаговременно детали выходят из строя, если в ступицах недостаточно смазки, поэтому при техническом обслуживании необходимо проверять ее наличие, и при необходимости смазывать ступицы. Хотя существуют различные марки автомобилей, принцип замены этих деталей на всех моделях авто примерно одинаков, разница заключается лишь в том, что на одних автомашинах подшипники снимаются и устанавливаются легко, а на некоторых автомобилях они запрессовываются под давлением. Снять подшипник легче – его внешнюю обойму можно расколоть, а вот для запрессовки понадобится пресс, и поэтому такую работу выполняют в условиях технически оснащенного автосервиса.
Диагностика и ремонт рычагов передней подвески
Рычаги подвески могут быть разными по конструкции – с запрессованными в них сайлент-блоками или с шаровыми опорами. На некоторых рычаги опоры устанавливаются на заклепках, на других крепятся гайками с болтами. Как правило, рычаги передней подвески к балке крепятся через салент-блоки, которые обеспечивают мягкую работу подвески.
Со временем салент-блоки (металло-резиновые втулки) изнашиваются, и в соединениях появляется люфт, который сопровождается стуком в подвеске. Диагностируются втулки рычагов так же, как и шаровые опоры, и при обнаружении люфтов в них требуют замены. Следует отметить, что перепрессовать втулки можно не на всех рычагах – на некоторых моделях авто эти детали меняются только полностью в сборе. Еще одна довольно частая причина замены рычагов – деформация этих деталей при наезде на препятствие или при аварии.
Диагностика и замена пружин
Поломка пружин в ходовой части автомобиля – явление достаточно частое, детали выходят из строя по нескольким причинам:
- автомобиль часто эксплуатируется по плохим дорогам;
- машина регулярно перегружается;
- установлены детали плохого качества.
Характерные неисправности этих элементов подвески – проседание самой или излом пружины пружинного витка. От перегрузки обычно страдают задние пружины, при этом задняя ось становится ниже передней по высоте. Чтобы поднять багажник, используют различные методы:
- ставят под пружины дополнительные проставки;
- меняют стандартные пружины на усиленные.
Если ломается одна из пружин, появляется стук в подвеске, а машина проседает в том месте, где пружинный виток лопнул.
Источник http://lifanovod.ru/perechen-rabot-kotorye-dolzhny-vypolnyat-pri-diagnostike-xodovoj-chasti-avtomobilya/
Источник Источник Источник Источник https://bibika.pro/diagnostika-i-remont-hodovoy-chasti-avtomobilya-vse-ob-avto/