Чем отличается автомат от вариатора

Чем отличается автомат от вариатора. Коробка вариатор и автомат — в чем разница и что лучше выбрать

Каждый автолюбитель при покупке нового или поддержанного автомобиля всегда задается вопросом: с какой коробкой передач (КПП) покупать автомобиль.

Хорошо, если он уже знает, что покупать, и знает специфику автомобилей с разными типами КПП. Но, например, с механической КПП все понятно, там разницы нет. Различие только в некоторых передачах. А вот автоматическая КПП имеет особенности. Существуют два типа: автомат и вариатор. Многие автолюбители не могут определиться с данными типами, для каких авто они подходят и какая коробка надежнее. Постараемся разобраться в этом вопросе и провести небольшое расследование.

Существенные отличия АКПП от вариатора.

Основное отличие и, наверное, самое главное – конструкция. АКПП состоит из двух главных рабочих частей: гидротрансформатора, который является сцеплением в АКПП, и блока шестерен, которые и переключают передачи автомобиля. Вариатор состоит из блока с ведущим и ведомым шкивами, шкивы соединены металлическим ремнем. Такая конструкция позволяет работать КПП без переключения и без толчков во время движения автомобиля. Силовая установка с вариатором имеет больший ресурс, так как двигатель не изменяет свою частоту оборотов и не развивает максимум. Очевидно, что вариатор отличается от АКПП значительно: как конструктивно, так и в специфике работы автомобиля.

Вариатор Honda

Как же узнать, какой тип КПП установлен в автомобиле?

Рассмотрим принцип работы АКПП. В таком типе КПП скорости переключаются при достижении определенной частоты оборотов. При включении есть характерный небольшой толчок, напоминающий включение передачи на МКПП. Как вы уже понимаете, при больших оборотах двигателя слышно характерный шум, а АКПП переключается на трех с половиной тысячах оборотах. Вариаторная КПП работает намного тише, и она не производит никаких переключений передач. Авто движется плавно, поэтому на автомобилях с вариатором куда приятнее ездить.

АКПП Chevrolet

Минусы или чем лучше вариаторная КПП, а не АКПП.

Проигрыш АКПП в том, что она требует более частой замены масла и ресурс эксплуатации намного меньше, чем у вариатора. И еще одна особенность — за счет больших оборотов переключения передач, двигателю нужно больше топлива, а исходя из наших нынешних цен получается накладно для водителя со средней зарплатой.

Но как ни странно, не для всех автомобилей вариаторная КПП может быть подходящей. Вариаторные КПП хорошо подходят для машин с малой мощностью силовой установки. Обычно для городских малолитражек. Но если вы желаете погонять и выжать из машины все соки, то для вас лучше автомат. Большинство водителей из-за нехватки мощности чаще берут автомат.

В принципе, вариатор — это новый агрегат в машиностроении, он более молодой, чем все остальное. Возможно, со временем это направление будет развиваться, и вытеснит с рынка АКПП, всему свое время. Как говорится: поживем — увидим.

Извечная проблема, я бы даже сказал для многих не решаемая. Я и сам сколько не рылся, не мог найти конкретной информации — что же лучше вариатор (CVT) или автомат (АКПП), вроде бы обе автоматические трансмиссии. Но одну покупают и любят, я имею в виду АКПП, а вот от другой сторонятся CVT! Но почему же так? Ведь если взять вариаторную коробку передач, то тут и разгон лучше, и нет рывков в переключении передач (да их как бы вообще нет), да и расход топлива с ней меньше! Так все же — какие есть различия, какая все же надежнее, у какой ресурс больше и легче ремонт? Ну что начинаем …

Прежде чем начать статью, хочу сказать – проводились исследования покупательской активности, автомат покупают практически в два раза чаще, чем вариатор. Примерные цифры такие:

  • АКПП – около 50% продаж.
  • CVT – около 27% продаж.
  • Роботизированные трансмиссии – около 23% продаж.

Кстати в последнее время «робот» стали покупать намного чаще, вот и наша ЛАДА ВЕСТА и ПРИОРА идут именно с роботизированными коробками. НУ да ладно, сейчас не про статистику, а именно про строение, надежность, разгонную динамику и КПД, а также расход топлива. Начнем, в нашей статье — с автоматической коробки передач (попросту автомат), ведь первым в широком применении в производстве автомобилей начали устанавливать именно его

Автомат

Немного истории . Появился сначала в судостроении, в 1903 году. И изобретателем считается немец, профессор Феттингер, именно он впервые предложил гидродинамическую передачу, которая развязала бы винт и двигатель корабля, так на свет появилась гидромуфта, которая является самым важным элементом любого автомата. Позже в 1940 году американцы поставили первые автомобильные автоматические коробки передач Hydramatuc в автомобилях Oldsmobile. Нужно отметить, что конструкция практически не изменилась и по сей день. Автоматическая трансмиссия содержит два основных элемента, это гидротрансформатор и собственно сам редуктор. , принцип его работы заключается в плавном, без рывков, переключении передач. Редуктор — содержит все пары шестерен в постоянном зацеплении. Это позволяет получить один компактный законченный механизм, который имеет сразу несколько ступеней. Изначально переднего привода не было, автомобили были заднеприводными и при таком раскладе автоматические коробки имели всего три передачи, что вполне хватало, сейчас другие времена автомобили получили передний привод, поэтому и передач стало больше, есть 4, 5 и 6 скоростные варианты.

Техническая часть АКПП

Что и говорить, эта трансмиссия отточена годами, сейчас ее довели почти до совершенства (не все конечно, но многие). ДА и сама техническая часть довольна прочная.

Здесь крутящий момент от двигателя передается по средствам гидротрансформатора, как я уже писал в нем нет жесткого зацепления, по сути он работает от давления масла. Если нет жесткого зацепления, то ломаться тоже вроде как нечему, однако в строении есть валы с планетарной передачей, а также стальные диски с фрикционами.

Фрикционы, заменяют собой сцепление, именно при их сжатии или разжатии, включаются нужные муфты, что соответствует передачам.

Также важными составляющими являются насос высокого давления и гидроблок. Конечно, сейчас я рассказываю очень утрированно, однако обозначаю самые важные элементы.

Что может ломаться в АКПП

Все поломки автомата, как собственно и оппонента, происходят от несвоевременного обслуживания (всем советую прочитать статью – как правильно менять масло в автомате). Зачастую многие не меняют масло даже после большого пробега (в 100 000 км), забивается гидроблок, радиатор автомата, фильтр/а – это приводит к тому, что масляный насос не может подавать нормальное рабочее давление, из-за этого фрикционы начинают прокручиваться на металлических дисках (аналог «пробуксовывания» диска сцепления), передачи начинают не включаться, проявляется дергание между передачами и т.д.

Именно поэтому при покупке советуют нюхать масло АКПП, потому как горелая ATF жидкость обозначает – что фрикционы пригорели и уже изношены! Если такой запах есть в коробке передач, то покупать такой авто, я бы не стал!

Конечно, если АКПП «запущена», то поломок может быть больше, это износ и планетарных шестерен, и износ фрикционной накладки гидротрансформатора, да еще много чего, у каждого производителя свои нюансы.

Ресурс автомата

Ресурс при должном обслуживании, может быть огромен! Лично мне встречались случаи, когда при смене масла через 40 000 километров, АКПП ходит по 400 000 км, причем это был самый обычный 4 ступенчатый вариант (на Nissan Note). Кстати именно на 4 передачи, старые версии, как я считаю самые надежные, особенно у Японских производителей.

Чтобы продлить жизнь своей трансмиссии, нужно придерживаться нескольких правил:

  • Менять масло по регламенту, сказано в 60000 так и нужно! Можно даже раньше, скажем в 50000 км. Также нужно помнить необслуживаемых автоматов не бывает!
  • Менять вместе с маслом, масляный фильтр, это намного продлит ресурс.
  • Желательно снять радиатор АКПП и продуть его – промыть (маслом)
  • Очистить дно автомата, от всякой стружки, гари и прочего, очистить магниты.

Эти простые правила, сделают свое дело, ресурс увеличиться и намного, думаю сможете проходить около 300 000 километров. Из-за такой стойкости многие и выбирают именно такой тип трансмиссии.

Теперь хочу перечислить плюсы и минусы автоматической коробки передач

Плюсы автомата

1) Легкое управление автомобилем (не нужно думать, как тронуться и какую скорость включить, АКПП все сделает за вас)

2) Надежность. Этот вид трансмиссии при должном уходя может ходить более 300 000, это больше чем у оппонента.

3) Ремонт. Автомат хорошо изучен, его могут легко отремонтировать даже сторонние организации, много мастеров.

4) Масло. Для автомата требуется специальное масло – это правда, но требования к нему гораздо ниже, чем для оппонента. ДА и стоит дешевле.

5) Мало электроники, да автоматы работают в купе с ЭБУ, но все же электронная составляющая всего около 20 – 30%. Остальное банальная механика.

6) Рывки и передачи. НА данный момент времени, появляются 6 – ти ступенчатые варианты (где-то слышал что есть и на 8 – 12 передач), так вот у них уже больший максимальный порог скорости, авто не будет реветь как потерпевший на 4 передаче, так же у них мягче переключения, уже почти не заметны.

Минусы автомата

1) Не имеет такой динамики, как скажем вариаторная трансмиссия, или механическая трансмиссия.

2) Ниже КПД. Что это значит? У автомата нет жесткого зацепления между, двигателем и трансмиссией, здесь все происходит при помощи гидротрансформатора, то есть давлением масла. Поэтому часть КПД тратиться на такую передачу.

3) Толчки при переключении. Потому как здесь есть передачи, у оппонента такого нет.

4) Трансмиссионного масла больше, чем у других трансмиссий, около 8 – 10 литров. Например, у вариатора 5 – 8 литров, у механической коробки 2 – 3 литра.

5) Больший расход топлива. ДА расходует больше чем вариатор, опять е из-за меньшего КПД.

Если подвести итог по АКПП, то получается — что надежность, перекрывает многие минусы, это низкий КПД, толчки при переключении (хотя сейчас они все менее заметны), больший расход топлива и меньшую динамику. Зато при правильно замене ATF жидкости, можете спать спокойно после 100 000 километров, чего не скажешь про оппонента.

Вариатор

Немного истории . Сontinuosly Variable Transmission (CVT). Многие считают вариатор более поздним изобретением (если сравнивать с оппонентом), а вот нет. Принцип бесступенчатой трансмиссии изобрел еще Леонардо Да Винчи, аж в 1490 году, только внедрить его в массы он не смог, у него попросту не было такого двигателя внутреннего сгорания, которым обладают современные автомобили. Однако принцип двух конусов направленными в разные стороны сужающимися частями и натянутым между ними ремнем, предложил именно Да Винчи, такие конструкции применялись на мельницах, это уже и был примитивный вариатор. Далее про эту систему как-то забывают и только в начале 19 го века, принцип начинают применять на станках в промышленности, но до автомобильного варианта, еще далеко. Первым кто задумался применять это изобретение для автомобиля, был голландский инженер Хуберт ван Доорн, создавший бесступенчатую трансмиссию Variomatic. Эта трансмиссия устанавливалась на продукцию фирмы DAF, в 1958 году. Ставилась на автомобиль с двигателем 0,59 литра. Успех был ошеломляющий и затем уже многие производители задумались о установки бесступенчатой трансмиссии на свои модели. Вот короткий экскурс в историю. А сейчас принцип действия.

Техническая составляющая вариатора

Итак, бесступенчатый вариатор, одна из разновидностей автоматической коробки передач. Только в отличие от того от оппонента, вообще не имеет скоростей. В строении имеется два шкива, один ведущий, второй ведомый, расположены друг против друга, также стянуты ремнем, только вот ремень сейчас металлический, да еще и трапециевидный. Конусы вариатора, не цельные как было раньше, они имеют сдвижные половинки. Когда ведущий шкив раздвинут, ремень крутится по малому диаметру, опираясь гранями на его поверхность, своеобразная пятая – шестая передача. А вот если шкив сдвинут, а ремень вращается по большому диаметру, получается максимальное передаточное число, что соответствует первой передаче.

Далее сдвигая шкив, можно максимально плавно уменьшать передаточное число, то есть максимально плавно переключать скорости (хотя их и нет), но передаточные числа соответствуют скоростям в обыкновенной автоматической коробке. Все это делает вариатор (CVT), очень эффективным звеном, между двигателем и колесами. Ведь здесь передается максимальное КПД, потому как передача крутящего момента от двигателя – трансмиссии – колесам, здесь жесткая, то есть передается механическими усилиями, а не давлением масла.

Что может ломаться

Вариатор очень требователен к обслуживанию. Масло меняется раз в 60 – 80 000 километров, как это регламентируют некоторые производители. ДЕЛАТЬ ЭТО СТОИТ ВСЕГДА! Потому как если вы не замените масло, то начинают проявляться проблемы и здесь они далеко не «детские».

  • Также забивается гидроблок, и масляный насос не может нагнетать нормальное давление.

  • От этого валы не могут нормально зажать или разжать ремень, он начинает в них пробуксовывать.
  • Когда буксует ремень, он очень сильно изнашивается. При высоких износах может порваться. И тогда мало не покажется, разлетается по всей коробке и разрушает все и вся!

  • Также задираются «зеркала» валов, что также негативно влияет на ремень.
  • Вариатор еще плох тем, что в нем очень много электроники, то есть он ей банально управляется, она может составлять до 50%!

Ресурс вариатора

Здесь также как и у автомата, нужно помнить о сменах масла, если этого не делать, то CVT может и до 100 000 недотянуть!

Но даже если вы все правильно делаете то при 120 – 150 000 километров, вам ЖЕЛАТЕЛЬНО, заменить ремень! Иначе он может порваться! А это уже серьезно!

Таким образом, вариатор это более «беспокойная» трансмиссия, 300 000 километров на ней не пройти, банально меняя масло!

Плюсы вариатора

1) Динамичный разгон (быстрее, чем на АКПП)

2) Уменьшенный расход топлива (намного меньше, чем на АКПП)

3) Нет передач, а соответственно нет рывков переключения, что дает дополнительные преимущества по плавности и динамичности хода

4) Высокий КПД. Примерно на 5 – 10% больше чем у оппонента.

5) Легкое управление автомобилем (новичкам, не нужно познавать азы управления автомобилем, трогание и переключение передач, на механике)

Минусы вариатора

1) Сложный, очень сложный ремонт (до конца не изучен, поэтому ремонтом занимаются только официальные дилеры, а это очень не дешево). Реально найти мастера но CVT очень сложно, особенно в провинциальных городах.

2) Замена ремня между шкивами, через 100 – 150 тыс. километров, тоже не дешево и делают далеко не все станции.

3) Сложная электроника, при ее выходе из строя, опять едем к официалам, опять платить дорого.

4) Масло, специальное и очень дорогое, купить не так просто, причем определенному производителю, нужно определенное масло, шаг вправо, шаг влево карается поломкой.

Подведем итог. Что же лучше? По своим, техническим особенностям, вариатор намного, опережает автомат, это и динамика разгона, и малый расход топлива, и «безрывковое» плавное переключение передач. Но ремонт — очень дорогой и опять, же не каждый автосервис за него возьмется, попросту нет специалистов. Также идет износ ремня, уже через 100 – 1200000 его желательно заменить, очень требователен к качеству масла! Автомат тут выигрывает, он более изучен и сделать, его можно быстрее и дешевле, неофициальные станции, давно их ремонтируют. Скажу так, если покупаете новую машину на гарантии, то вариатор, лучше, в случае чего, все поправит гарантия. А вот если вы покупаете машину уже после гарантии и за пробегом в 100 000 км, то лучше посмотреть в сторону автомата, ибо его легче и дешевле починить, да и ходит он в два раза (как минимум дольше).

Управление автомобилем требует определённых знаний и навыков, особенно когда речь заходит о переключении передач с использованием механической коробки . Разработка и внедрение автоматических систем обеспечила доступ и комфорт в вождении, максимально упростив процесс.

Несмотря на удобство, техническая сторона до сих пор вызывает много вопросов, касающихся надёжности и долговечности агрегатов. Мало кто из пользователей знает, чем отличается коробка автомат от вариатора, хотя эти две системы наиболее востребованы и распространены. Единство преследуемой цели не смогло унифицировать конструкции механизмов, разница в принципе работы и технических решениях между вариатором и автоматом существенна. Оба варианта имеют положительные и отрицательные стороны, которые зачастую нивелируют друг друга, что еще больше усложняет процесс выбора.

Что бы иметь чёткое представление и знать отличие вариатора от автомата надо детально разобрать работу механизмов и их особенности. Наличие необходимых знаний поможет выбрать подходящую пользователю трансмиссию и исключит неприятности ошибочного решения.

Устройство автомата и вариатора

  • Колесо: насосное, турбинное, реакторное;
  • Муфта: блокировочная, свободного хода;
  • Корпус коробки.

Силовая установка через коленчатый вал воздействует на насосное колесо. После чего воздействие переходит на закрепленное неподвижно колесо-реактор, после на колесо-турбину, связанное с коробкой. Через лопасти колес проходят каналы, по которым циркулирует масло.

На определённых режимах гидравлический трансформатор блокируется, для этих целей предусмотрена блокировочная муфта. Вращение колеса-реактора обеспечивается муфтой свободного хода. Полости гидравлического трансформатора заполнены специальным маслом для автоматических трансмиссий.

Бесступенчатая трансмиссия, или вариатор, способна плавно изменять передаточные отношения в заданном промежутке. Международное обозначение, CVT (Continuously Variable Transmission).

Основное, чем отличается вариатор от автомата, оптимальное распределение мощности и нагрузки, от двигателя, к трансмиссии автомобиля. Благодаря таким возможностям обеспечивается топливная экономичность, изменение импульса происходит на всем протяжении диапазона оборотов, отсутствуют толчки, не чувствуется переключения передач.

В автомобилестроении популярны два вида вариатора:

  1. Клиноременная бесступенчатая трансмиссия;

Конструктивно бесступенчатая коробка содержит:

  • Механизм передачи импульса трансмиссии;
  • Вариатор;
  • Механизм реверса;
  • Командный блок;

Устройство, соединяющее вариатор и силовой агрегат:

  1. Автоматическое сцепление центробежного типа;
  2. Сцепление на основе электромагнитов;
  3. Сцепление мокрого типа с большим количеством дисков;
  4. Гидравлический трансформатор.

В качестве устройства, соединяющего силовой агрегат и вариатор широкой популярностью пользуется гидравлический трансформатор. Главный плюс конструкции, высокая надежность и плавность переключения передач.

Клиноременная бесступенчатая передача конструктивно предусматривает использование двух шкивов, соединенных ремнём. Шкив, это конической формы диски, надетые на вал, имеющие угол наклона, равный 20-ти градусам. Диски способны сходиться и расходиться под действием гидравлики, благодаря чему меняется диаметр шкива.

Современные ремни, используемые в бесступенчатых трансмиссиях, выполнены из стальных полос, сложенных в десять и более слоёв. Усилие передаётся силой трения, которая возникает в точках контакта шкива ремня. Ремни надёжны, прочны, бесшумны.

Существуют бесступенчатые конструкции трансмиссий, применяющие цепную передачу. Стальная цепь представляет собой набор пластин, скрепленных осями. Такой конструктивный приём обеспечивает изделие большим радиусом изгиба (25 мм против 30 мм у ремня). Импульс от силового агрегата через конические диски на торцах цепи передаётся трансмиссии. Диски выполнены из прочной стали, для минимизации высоких напряжений в местах соприкосновения. Клиноременная бесступенчатая трансмиссия имеет максимальный КПД.

Реверс выполняется за счет применения планетарного редуктора. Конструктивно, бесступенчатая трансмиссия не способна на реверс без применения дополнительных механизмов.

Закон рычага, основополагающий принцип в работе вариатора, только вместо рычага применяются валы и ремень. Что бы лучше понять работу бесступенчатой трансмиссии, необходимо представить два параллельных вала, ведущий и ведомый, на концах обоих закреплены разнонаправленные конусы. Соединив наконечники ремнем или цепью, перемещая валы перпендикулярно ремню вдоль оси, получим конструкцию бесступенчатого вариатора.

Смещением одного из валов по оси вперед, или назад за счет конусных наконечников увеличивается или уменьшается радиус изгиба ремня. Например, что бы ведомый вал совершил 10 оборотов, ведущему надо будет сделать 2 оборота. Поменяв диаметры на валах, получим обратную ситуацию: ведомый вал будет делать 2 оборота, ведущий 10 оборотов.

Сравнивая коробку-вариатор и планетарную систему коробки автомат, бросается в глаза простота в конструкции бесступенчатой трансмиссии, чем объясняется разница в количестве всевозможных сложных систем у автомата в сравнении с бесступенчатой трансмиссией.

Основными компонентами бесступенчатой трансмиссии являются:

  • Ремень, или цепь;
  • Шкивы конусообразные, в количестве четырёх штук;
  • Ведущий и ведомый валы;
  • Командный блок.

Командный блок задаёт положение конусов, снимая показатели автомобиля. Три первых компонента, ключевые, они составляют основу любой бесступенчатой конструкции трансмиссии.

Плюсы и минусы автомата и вариатора

Каждый механизм, созданный человеком, обладает определёнными качествами, характеризующими его как с положительной, так и с отрицательной стороны. Практика использования автомата и бесступенчатого вариатора выявила немало положительного в их применении, однако, огрехи с обеих сторон так же присутствуют.

Преимущества и недостатки автоматической и бесступенчатой трансмиссий:

Безопасность и комфорт в управлении с трансмиссией.

Низкие динамические показатели трансмиссии.

Солидный ресурс до капитального ремонта трансмиссии 300000 км и выше.

Низкий экономический показатель расхода топлива трансмиссией.

Высокая ремонтопригодность, и техническое обслуживание трансмиссии.

Рывки и толчки при переключении передач трансмиссии.

Ниже требования к рабочей жидкости, ниже диапазон цен масла для трансмиссии.

Низкий коэффициент полезного действия, от 5 до 10% ниже, чем у бесступенчатой трансмиссии.

Электронная составляющая 20-30% от общей конструкции трансмиссии.

Число передач трансмиссии фиксировано.

Бесступенчатая трансмиссия :

Высокая динамика разгона коробки.

Сложное устройство и механизм трансмиссии, ремонт возможен только у дилера.

Высокий КПД трансмиссии, в сравнении с автоматом.

Быстрый износ привода коробки, замена требуется на 100-120 тысячах км пробега.

Бесступенчатое непрерывное переключение, неограниченное количество передач коробки.

Высокий процент электронной составляющей. Сложное обслуживание трансмиссии.

Количество рабочей жидкости, 5-8 литров против 8-12 литров у автоматической трансмиссии.

Рабочая жидкость с определённой спецификой, трудная замена и поиск аналогов для коробки.

Высокая топливная экономичность коробки.

Дорогие комплектующие трансмиссии.

Обе трансмиссии популярны на автомобильном рынке. Несмотря на большое количество конструктивных различий, по большому счету, обычному потребителю не столь важно, чем отличается вариатор от автоматической коробки передач , главное, что они служат одной цели, обеспечить безопасную, и комфортную езду с минимальными затратами на обслуживание.

Каждая из разновидностей имеет свои особенности и ряд отличий друг от друга. Опираясь на эту информацию, автолюбитель может сделать правильный выбор в вопросе что лучше автомат или вариатор.

Особенности коробки автомат

Автоматическая коробка передач представляет собой отлаженную систему, над которой производители работали годами.

Если сначала в такой коробке присутствовало только три передачи, то теперь автомобили оснащаются шестиступенчатыми и даже семиступенчатыми агрегатами. Можно выделить следующие преимущества автомата:

  • при начале движения сразу выбирается наиболее комфортная скорость, водителю не приходится заботиться об этом;
  • высокая надежность, некоторые АКПП потребуют капитального ремонта только через 300 тысяч км пробега;
  • повышенный срок службы сцепления, его практически невозможно «спалить», как это иногда бывает на механических коробках;
  • хорошее знание агрегата у современных мастеров, что позволяет быстро и без проблем получить услуги по ремонту;
  • небольшое количество электроники, она занимает примерно 30% от всего устройства АКПП.

Конечно, есть и недостатки, к ним стоит отнести:

  • относительно низкий КПД, если сравнивать с вариатором (такая ситуация складывается из-за того, что все процессы осуществляются при помощи гидротрансформатора под давлением масла, и на это тратится часть полезного действия);
  • присутствуют толчки при переключении, который порой доставляют неудобства;
  • использование достаточно большого количества масла;
  • повышенный расход топлива по сравнению с вариаторными коробками.

Особенности вариаторов

По сути вариаторная коробка является одной из разновидностей АКПП, но здесь скорости как таковые отсутствуют. В строении присутствуют два шкива, за счет которых и передается крутящий момент. При изменении передаточного числа автомобиль двигается быстрее либо медленнее. Вариатор имеет следующие достоинства:

  • быстрый разгон, машина на коробке такого типа двигается динамичнее, чем на автомате;
  • пониженный расход топлива по сравнению в автоматом;
  • отсутствие рывков при переключении скоростей;
  • повышенный КПД, который превышает КПД автомата примерно на 10%.

Что касается минусов вариатора, то сюда относят:

  • очень сложный ремонт, ведь далеко не все мастера разбираются в коробках этой разновидности;
  • периодическая необходимость замены ремня между шкивами, что также делается далеко не во всех автосервисах;
  • наличие большого количества электроники, при выходе из строя которой придется заплатить немалые деньги и пережить поиски хорошего специалиста;
  • использование дорогого масла.

Что выбрать?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что и автомат, и вариатор обладают своими плюсами и минусами. Каждый водитель делает собственный выбор при ответе на вопрос, что надежнее: вариатор или автомат. Оба этих агрегата считаются современными, долговечными и надежными, особенно если сравнивать их с механической коробкой передач. Обе разновидности редко требуют ремонта и характеризуются низкой степенью износа.

Конечно, с точки зрения технических параметров вариатор будет предпочтительнее. Автомобиль с такой коробкой плавно передвигается и быстро разгоняется. Вариатор имеет повышенный КПД. Стоит отметить и небольшой расход топлива. Но если говорить о проблемах ремонта, то в случае в автоматом они не встают так остро, как с вариатором. Такое отличие вариатора от автомата особенно актуально для тех автолюбителей, которые проживают в не слишком больших населенных пунктах. Обычно там крайне сложно найти мастера, который мог бы починить вариатор.

Вариаторные коробки передач стоит выбирать тем водителям, которые выбирают небольшие автомобили и стремятся к экономии топлива. Традиционный же автомат прекрасно подходит для тех, кто любит более мощные машины, а также катается не только в городе, но и на бездорожье.

Как отличить вариатор от автомата? Если водитель не разбирается в этом вопросе, то необходимо просто взглянуть на документацию. Вариатор обозначается буквами CVT. Стоит также сказать, что если речь идет о покупке автомобиля с рук, то лучше, если он будет оснащен автоматической коробкой. С вариатором после определенного пробега могут возникать серьезные проблемы, а качественный ремонт, как уже писалось выше, получить непросто.

Сегодня автоматическая трансмиссия находится на пике своей популярности по всему миру. При этом производители предлагают потребителям различные виды автоматов.

Также следует отметить, что АКПП по сравнению с другими автоматами расходует больше топлива (на 10-15 %), а также разгонная динамика автомобиля с такой трансмиссией может быть несколько хуже.

  • Коробка вариатор, в отличие от АКПП или робота, является бесступенчатой трансмиссией. В конструкции использован гидротрансформатор, однако в устройстве самой КПП нет четко фиксированных передач.

Чтобы было понятно, простыми словами, вместо привычных шестерен (как в МКПП, АКПП или роботах) используются валы, шкивы и ремень вариатора. За счет изменения диаметра шкивов происходит плавное изменение передаточного числа. Получается, вариатор CVT имеет большое количество вариантов изменения передаточного числа.

В результате данный тип КПП позволяет добиться высочайшего уровня комфорта, моменты переключений отсутствуют, нет разрыва мощности при переключениях. Также вариатор является достаточно экономичным типом коробки передач, имеется режим, имитирующий ручное ступенчатое переключение.

Если же говорит о минусах, хотя вариатор дешевле в производстве и машина с такой коробкой более доступна по цене, чем в случае с АКПП и даже некоторыми РКПП.

Вариатор боится нагрузок, пробуксовок, резких стартов, буксировки прицепа, езды с постоянно высокими оборотами и т.д. Автомобиль с такой КПП больше подойдет для спокойного водителя, который обычно эксплуатирует машину в черте города или ездит по трассе со средней скоростью.

Еще следует отметить высокую чувствительность к качеству трансмиссионного масла, которое в вариаторе нужно менять каждые 30-40 тыс. км. Параллельно специалисты и опытные автолюбители отмечают крайне низкую ремонтопригодность вариатора, а также высокую стоимость запчастей для коробок данного типа.

Это значит, что далеко не каждый автосервис способен выполнить ремонт вариатора или его обслуживание (например, замена цепи или ремня вариатора CVT), а также провести данный ремонт качественно.

По этой причине повсеместно распространена практика агрегатной замены неисправного вариатора на контрактный, при этом коробка вариатор б/у в хорошем состоянии стоит достаточно дорого.

  • (коробка-робот) была разработана достаточно давно, однако по ряду причин у производителей .

Сегодня благодаря активному развитию технологий данный тип КПП является наиболее прогрессивным. Коробка робот активно устанавливается на разные модели авто, причем как в бюджетном, так и в премиальном сегменте.

Что касается устройства коробки робот, фактически это обычная механическая коробка передач (еще такие КПП называют ), при этом включение и выключение сцепления, а также выбор и переключение передач происходит автоматически. Также присутствует ручной режим, который позволяет водителю самостоятельно повышать и понижать передачи.

Обратите внимание, роботизированные коробки бывают двух типов:

  • робот с одним сцеплением (однодисковый);
  • преселективная коробка с двумя сцеплениями;

Первый вариант имеет всего пару плюсов – доступная стоимость как новых, так и подержанных авто с такой коробкой, а также топливная экономичность по сравнению с АКПП и некоторыми вариаторами.

Прежде всего, однодисковый робот прост и дешев в производстве. Если просто, это МКПП с электронным блоком управления и исполнительными сервомеханизмами, которые управляют работой сцепления, а также переключают передачи вместо водителя.

При этом во время езды такая коробка дергается в моменты переключения передач, водитель нередко должен сам подстраиваться под алгоритм работы такого автомата, интуитивно угадывая и сбрасывая газ перед переключением.

С надежностью самой коробки проблем нет, однако это не касается сервомеханизмов (актуаторов) и сцепления. Как правило, сцепление в рамках городской эксплуатации требует замены уже к 50-60 тыс. км. пробега. Также автоматика на многих авто с таким роботом не умеет «учитывать» износ сцепления, что требует постоянно адаптации каждые 20-25 тыс. км.

Что касается актуаторов, данные элементы выходят из строя к 80-90 тыс. км. Нужно учесть, что сервомеханизмы плохо поддаются ремонту, что нередко требует их полной замены. При этом стоимость новых устройство зачастую оказывается достаточно высокой.

Если говорить о роботах с двумя сцеплениями (например, или PowerShift), в этом случае такие коробки удачно сочетают в себе многие плюсы гидромеханического автомата и обычной механики. Передачи переключаются плавно и очень быстро, достигается высокая топливная экономичность. При этом коробка не так сильно боится нагрузок, перегревов, менее чувствительна к качеству масла и т.д.

В основе лежит все та же механика, ЭБУ и сервомеханизмы, однако, в отличие от однодисковых роботов, сцеплений уже два. Если просто, в одном корпусе КПП объединены сразу две механические коробки, одна имеет вал с четными, а другая с нечетными передачами.

В тот момент, когда автомобиль движется на одной передаче, ЭБУ также сразу готовит к включению следующую скорость (преселективная КПП) и держит ее практически полностью включенной. В результате время переключения минимально, водитель не ощущает рывков и толчков, поток мощности почти не разрывается, автомобиль динамично разгоняется.

К минусам коробок данного типа можно отнести не только уже известные проблемы с сервомеханизмами и сцеплением, но и более сложное устройство самой коробки передач. Как правило, такой робот не доставляет проблем, в среднем, 120-170 тыс. км. Далее могут возникнуть поломки. При этом ремонт может оказаться весьма затратным, приближаясь по стоимости и даже превышая цену ремонта «классических» гидромеханических АКПП.

Подведем итоги

Как видно, каждый из рассмотренных выше типов КПП имеет свои сильные и слабые стороны. По этой причине нужно учитывать те или иные особенности при выборе конкретного автомата.

Если основным критерием является надежность и остаточный ресурс (что актуально для вторичного рынка), тогда следует смотреть в сторону «классических» АКПП. Если же нужна машина для спокойной и комфортной езды, вариатор, особенно если авто приобретается новым, окажется отличным выбором.

Что касается однодисковых роботов, для многих это единственная возможность приобрести в рамках строго ограниченного бюджета. В этом случае на комфорт при езде рассчитывать не стоит, также нужно учитывать небольшой ресурс сервоприводов. Однако плюсом станет доступная цена авто и топливная экономичность.

Если же говорить о преселективных коробках типа DSG, такой тип КПП сегодня является оптимальным решением только в том случае, если машина приобретается новой. При покупке подержанных автомобилей с таким роботом, даже при условии того, что пробег относительно небольшой (130-150 тыс. км.), потенциальный владелец должен быть заранее готов к возможным серьезным финансовым вложениям в ближайшем будущем.

Именно по этой причине лидером среди автоматов на рынке подержанных автомобилей по-прежнему остается пусть и не самая экономичная, но при этом проверенная годами и надежная гидромеханическая АКПП.

Как устроен вариатор, чем данный тип коробки отличается от механической КПП, АКПП или роботизированной трансмиссии. Преимущества и недостатки вариатора.

Чем отличается «классическая» АКПП с гидротрансформатором от роботизированной коробки передач с одним сцеплением и преселективных роботов типа DSG.

Что выбрать: вариатор или автомат

Автоматическая коробка передач может быть представлена роботизированной КПП, классическим автоматом и вариатором. Приобретая машину, автолюбитель задумывается, какой коробке передач отдать предпочтение; что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач. Выбирая между вариатором и автоматом, необходимо знать, чем они отличаются, учитывать их плюсы и минусы, а также понимать, какое из устройств надежнее.

  1. Вариаторная коробка передач
  2. Типы CVT
  3. Преимущества и недостатки CVT
  4. АКПП
  5. Сравнительная характеристика двух видов коробок передач
  6. Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения
  7. Какое устройство лучше с точки зрения надежности
  8. Как определить, какое устройство установлено в автомобиле
  9. Подведем итог

Вариаторная коробка передач

Как и любая другая коробка передач, вариатор – это устройство, преобразующее крутящий момент, поступающий от двигателя к колесам. Передача момента осуществляется бесступенчато, в определенном диапазоне регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой “CVT” (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом».

Типы CVT

В зависимости от устройства выделяют следующие основные типы вариаторов:

variator

  • цепные;
  • клиноременные;
  • тороидальные.

Наибольшее распространение получил клиноременный вариатор CVT.

Клиноременный вариатор CVT состоит из клиновидного ремня, расположенного между двумя раздвижными шкивами. В процессе движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Главная цель вариаторной коробки – обеспечение плавного бесступенчатого изменения крутящего момента. Это актуально для легковых автомобилей, мотороллеров, снегоходов и прочей техники.

В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными торцами осей звеньев цепи, а тянущее усилие передает цепь.
В тороидных вариаторах вместо шкивов используются конусовидные диски, вместо ремня – ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для данного типа CVT требуется высокопрочная сталь, что в итоге влияет на его стоимость.

Преимущества и недостатки CVT

tsep

Главным преимуществом вариаторной коробки передач является возможность обеспечить непрерывное изменение крутящего момента. Это позволяет достичь лучших показателей расхода топлива и динамики автомобиля.

К недостаткам вариатора относятся:

  1. Невозможность его установки в автомобилях с мощным двигателем.
  2. Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, а соответственно и к поломке CVT.

_akpp

Управление АКПП осуществляется селектором переключения, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно возможно выбрать особые режимы работы АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива при обычном, спортивном и экономичном режимах очевидна.

Классическая АКПП состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Автомат может применяться в легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.

Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо связано с коленвалом двигателя, турбинное — с валом КПП. Реактор в зависимости от режима работы свободно вращается или блокируется при помощи обгонной муфты.
Передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемым лопатками насосного колеса на лопасти турбинного. Зазоры между насосным колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, формирующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая связь, что способствует плавности передачи тягового усилия.

Гидротрансформатор преобразует скорость вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединяют многоступенчатую планетарную коробку передач. Она же обеспечивает движение задним ходом.

Переключение передач происходит под давлением масла с помощью фрикционных муфт. Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки распределяется при помощи системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под контролем блока управления.

Минусами автоматической коробки являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.

Сравнительная характеристика двух видов коробок передач

Какое устройство лучше: вариатор или автомат? Проведем сравнительную характеристику, позволяющую выявить отличия и определить, какая из коробок лучше и надежнее.

Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения

Какая коробка лучше с точки зрения стоимости эксплуатации: вариатор или автомат? Сравним некоторые показатели.

  1. Трансмиссионная жидкость. Замена масла в CVT происходит чаще, и стоит оно дороже.
  2. Расход топлива. Топливо в машине, оснащенной вариатором, расходуется экономичнее.
  3. Ремонт. Техническое обслуживание и ремонт вариатора обходятся гораздо дороже эксплуатации автомата. CVT является достаточно сложным и “чувствительным” механизмом.

Хотя обслуживать CVT стоит дороже, сама же коробка дешевле автомата. А при правильном использовании коробки она сможет прослужить долго и без ремонта.

Какое устройство лучше с точки зрения надежности

С целью определения степени надежности устройств зададим ряд тяжелых условий:

  • возможность буксировки;
  • бездорожье;
  • высокие скорости;
  • спортивная езда.

Вариатору не справиться с тяжелыми условиями. Его ремень не выдержит нагрузок. Здесь лучше справится автомат. Стихия CVT – плавное движение без резких ускорений.

Как определить, какое устройство установлено в автомобиле

  1. Необходимо изучить техническую документацию машины. Обозначение вариатора– CVT, автомата – АТ.
  2. Пройдите тест-драйв. Если установлен вариатор, то вы не почувствуете переключений передач. Автомат можно «слушать», следить за его работой по тахометру. CVT работает в одной тональности, размеренно. Однако, возможно наличие специального режима, имитирующего смену передач и позволяющего водителю чувствовать их переключение.

Подведем итог

Сегодня АКПП встречается гораздо чаще, чем CVT. Но у последнего есть большой потенциал. АКПП надежнее применять в автомобилях с высокими мощностями и способных к буксировке прицепов. С точки зрения экономии предпочтительнее выглядит вариатор.

Вариатор или автомат? Выбор за вами. И он будет зависеть от характеристик устройств, являющихся для вас приоритетными. Любите плавную городскую езду на небольшом легковом автомобиле? Ваш выбор – CVT. Если же вы предпочитаете спортивную езду или часто пользуетесь прицепом – тогда вам лучше подойдет автомат.

Источник Источник Источник http://autoglim.ru/the-engine-cooling-system/chem-otlichaetsya-avtomat-ot-variatora-korobka-variator-i/
Источник http://techautoport.ru/transmissiya/korobka-peredach/variator-ili-avtomat.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *