Что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач?

Что выбрать: вариатор или автомат

Автоматическая коробка передач может быть представлена роботизированной КПП, классическим автоматом и вариатором. Приобретая машину, автолюбитель задумывается, какой коробке передач отдать предпочтение; что лучше: вариатор или автоматическая коробка передач. Выбирая между вариатором и автоматом, необходимо знать, чем они отличаются, учитывать их плюсы и минусы, а также понимать, какое из устройств надежнее.

  1. Вариаторная коробка передач
  2. Типы CVT
  3. Преимущества и недостатки CVT
  4. АКПП
  5. Сравнительная характеристика двух видов коробок передач
  6. Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения
  7. Какое устройство лучше с точки зрения надежности
  8. Как определить, какое устройство установлено в автомобиле
  9. Подведем итог

Вариаторная коробка передач

Как и любая другая коробка передач, вариатор – это устройство, преобразующее крутящий момент, поступающий от двигателя к колесам. Передача момента осуществляется бесступенчато, в определенном диапазоне регулирования. Довольно часто вариатор обозначают аббревиатурой “CVT” (Continuously Variable Transmission), что в переводе с английского означает «трансмиссия с непрерывно изменяющимся крутящим моментом».

Типы CVT

В зависимости от устройства выделяют следующие основные типы вариаторов:

variator

  • цепные;
  • клиноременные;
  • тороидальные.

Наибольшее распространение получил клиноременный вариатор CVT.

Клиноременный вариатор CVT состоит из клиновидного ремня, расположенного между двумя раздвижными шкивами. В процессе движения автомобиля шкивы то сжимаются, то разжимаются, обеспечивая изменение передаточного числа. Главная цель вариаторной коробки – обеспечение плавного бесступенчатого изменения крутящего момента. Это актуально для легковых автомобилей, мотороллеров, снегоходов и прочей техники.

В цепном вариаторе CVT мощность передается скошенными торцами осей звеньев цепи, а тянущее усилие передает цепь.
В тороидных вариаторах вместо шкивов используются конусовидные диски, вместо ремня – ролики. Они способны передавать больший крутящий момент. Для изготовления деталей для данного типа CVT требуется высокопрочная сталь, что в итоге влияет на его стоимость.

Преимущества и недостатки CVT

tsep

Главным преимуществом вариаторной коробки передач является возможность обеспечить непрерывное изменение крутящего момента. Это позволяет достичь лучших показателей расхода топлива и динамики автомобиля.

К недостаткам вариатора относятся:

  1. Невозможность его установки в автомобилях с мощным двигателем.
  2. Максимальные нагрузки, буксировка или систематическая езда на высоких оборотах приведут к быстрому износу ремня вариатора, а соответственно и к поломке CVT.

_akpp

Управление АКПП осуществляется селектором переключения, расположенным на центральном тоннеле или на рулевой колонке (в американских автомобилях). Перемещение селектора в определенное положение позволяет выбрать нужный режим движения. Дополнительно возможно выбрать особые режимы работы АКПП: зимний, спортивный, экономичный. Разница в расходе топлива при обычном, спортивном и экономичном режимах очевидна.

Классическая АКПП состоит из планетарной коробки передач, системы управления и гидротрансформатора. Автомат может применяться в легковых и грузовых автомобилях, а также автобусах.

Гидротрансформатор состоит из насосного и турбинного колес с расположенным между ними реактором. Насосное колесо связано с коленвалом двигателя, турбинное — с валом КПП. Реактор в зависимости от режима работы свободно вращается или блокируется при помощи обгонной муфты.
Передача крутящего момента от двигателя к КПП происходит потоком жидкости (масла), выбрасываемым лопатками насосного колеса на лопасти турбинного. Зазоры между насосным колесом и турбиной минимальны, а их лопасти имеют специфическую форму, формирующую непрерывный круг циркуляции масла. Таким образом, между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая связь, что способствует плавности передачи тягового усилия.

Гидротрансформатор преобразует скорость вращения и передаваемый крутящий момент в ограниченном диапазоне, поэтому к нему присоединяют многоступенчатую планетарную коробку передач. Она же обеспечивает движение задним ходом.

Переключение передач происходит под давлением масла с помощью фрикционных муфт. Давление между фрикционами в соответствии с алгоритмом работы коробки распределяется при помощи системы электромагнитных клапанов (соленоидов) под контролем блока управления.

Минусами автоматической коробки являются ее высокая стоимость, а также повышенный расход топлива.

Сравнительная характеристика двух видов коробок передач

Какое устройство лучше: вариатор или автомат? Проведем сравнительную характеристику, позволяющую выявить отличия и определить, какая из коробок лучше и надежнее.

Разница между вариатором и автоматом с экономической точки зрения

Какая коробка лучше с точки зрения стоимости эксплуатации: вариатор или автомат? Сравним некоторые показатели.

  1. Трансмиссионная жидкость. Замена масла в CVT происходит чаще, и стоит оно дороже.
  2. Расход топлива. Топливо в машине, оснащенной вариатором, расходуется экономичнее.
  3. Ремонт. Техническое обслуживание и ремонт вариатора обходятся гораздо дороже эксплуатации автомата. CVT является достаточно сложным и “чувствительным” механизмом.

Хотя обслуживать CVT стоит дороже, сама же коробка дешевле автомата. А при правильном использовании коробки она сможет прослужить долго и без ремонта.

Какое устройство лучше с точки зрения надежности

С целью определения степени надежности устройств зададим ряд тяжелых условий:

  • возможность буксировки;
  • бездорожье;
  • высокие скорости;
  • спортивная езда.

Вариатору не справиться с тяжелыми условиями. Его ремень не выдержит нагрузок. Здесь лучше справится автомат. Стихия CVT – плавное движение без резких ускорений.

Как определить, какое устройство установлено в автомобиле

  1. Необходимо изучить техническую документацию машины. Обозначение вариатора– CVT, автомата – АТ.
  2. Пройдите тест-драйв. Если установлен вариатор, то вы не почувствуете переключений передач. Автомат можно «слушать», следить за его работой по тахометру. CVT работает в одной тональности, размеренно. Однако, возможно наличие специального режима, имитирующего смену передач и позволяющего водителю чувствовать их переключение.

Подведем итог

Сегодня АКПП встречается гораздо чаще, чем CVT. Но у последнего есть большой потенциал. АКПП надежнее применять в автомобилях с высокими мощностями и способных к буксировке прицепов. С точки зрения экономии предпочтительнее выглядит вариатор.

Вариатор или автомат? Выбор за вами. И он будет зависеть от характеристик устройств, являющихся для вас приоритетными. Любите плавную городскую езду на небольшом легковом автомобиле? Ваш выбор – CVT. Если же вы предпочитаете спортивную езду или часто пользуетесь прицепом – тогда вам лучше подойдет автомат.

Что такое вариатор в машине? Плюсы и минусы коробок CVT

05 июля 2017 Категория: Устройство автомобиля

Еще в конце 20 века автолюбители настороженно воспринимали автоматические коробки передач. Сейчас же полемика развернулась вокруг вариаторов.

Водители выискивают плюсы и минусы вариатора, спорят на форумах какая из трансмиссий лучше, надежнее, доказывая свою точку зрения. Естественно этот спор ни к чему не приводит. Ведь АКПП и вариатор уже прочно заняли нишу, нашли своих покупателей, которые, несмотря на недостатки коробок, не готовы променять их на что-то другое.

Если вам нужен ответ на вопрос: «Какая из трансмиссий лучше?», тогда мы скажем, что обе трансмиссии хороши как автоматические, но не стоит их сравнивать с механической коробкой передач. Хотя сделать выбор между ними непросто. Так как все зависит от задач, которые вы ставите, приобретая свое транспортное средство.

В этой статье мы вкратце расскажем, что такое вариатор в машине, плюсы и минусы этой трансмиссии, а также ее видах.

Что такое вариатор в машине простыми словами

Вариатор или CVT – это бесступенчатая трансмиссия, непрерывно изменяющая передаточное число. Эта коробка позволяет управлять ускорением автомобиля таким образом, чтобы частота вращения двигателя оставалась постоянной, а машина при этом ускорялась.

На фото – вариаторная коробка передач в разрезе

Вариатор используется не только в автомобилях: мопеды, снегоходы, эскалаторы, станки и конвейеры также оснащаются этим механизмом. В основе своей бесступенчатые устройства делятся на два типа:

  1. Вариаторы зацепления;
  2. Фрикционные системы.

Для оснащения автомобильной техники используются подвиды именно фрикционных вариаторов, которые также делятся на несколько разновидностей. Различают три типа автомобильных вариаторов:

  1. Клиноременные;
  2. Тороидальные;
  3. Гидростатические.

Именно эти механизмы в настоящее время вызывают столько разногласий и споров. Давайте рассмотрим каждый из них немного подробнее.

Принцип работы вариатора

Клиноременный вариатор, впрочем, как и все остальные не содержит шестеренок. В этой системе крутящий момент передается за счет клиновидного ремня, натянутого между двух подвижных шкивов, способных менять свою форму по сигналу блока управления.

В зависимости от формы, ремень меняет свое положение, двигаясь по меньшему или большему радиусу по шкиву. Другими словами передаточный диапазон варьируется длиной окружности контакта шкива с ремнем.

Во время вождения машины изменение положение ремня происходит постоянно. Итог такой работы: крутящий момент меняется плавно, а не рывками, как в автоматической трансмиссии. Первоначально в конструкции применялись резиновые ремни, но вскоре на смену им пришли металлические наборные и цепные, являющиеся более долговечными.

Подробнее об устройстве клиноременного вариатора можно узнать из следующего видео:

Тороидальный вариатор работает по другому принципу. В основе лежат диски и ролики, проходящие между двумя валами. Благодаря изменению положения роликов, движущихся между дисками, изменяется отношение передаточного числа. Чаще всего данный тип вариатора можно встретить на автомобилях Ниссан.

Гидростатический вариатор, в отличие от двух других имеет абсолютно иной принцип действия. Для его работы используются насосы переменного объема, связанные между собой посредством шлангов и патрубков. Энергия от двигателя, преобразованная насосом в движение жидкости внутри системы, передается на другой насос. После этого энергия жидкости снова преобразуется во вращательное движение вала, но уже другое, измененное им.

Разобравшись с принципом работы различных CVT, а также понимая, что такое вариатор в машине, плюсы и минусы таких коробок мы кратко опишем ниже.

Плюсы и минусы вариатора

Как и любой механизм, CVT также иногда ломается. Но растущий спрос на машины именно с этой коробкой говорит нам о возрастающей популярности вариатора. По прошествии двух десятилетий вариаторы накрепко заняли нишу и довольно сильно изменились, несмотря на изначально слабые стороны.

Среди минусов вариатора выделяются следующие моменты:

  • Необходимость долгого прогрева зимой.
  • Обязательная своевременная замена трансмиссионного масла и контроль его уровня.
  • Периодически нуждается в замене ремня.
  • Стоимость ремонта выше, чем у остальных вариантов трансмиссии.
  • Высокая зависимость вариатора от качества работы датчиков и электроники в целом.
  • Коробка не подходит для агрессивного стиля вождения. Пробуксовки, резкий рывок с места могут быстро вывести его из строя.

Если на ранних моделях водителей напрягал монотонный звук на высоких оборотах, то в последние годы конструкторы решили эту проблему. Миф о непригодности вариатора для нагрузок также не имеет под собой почвы. На авто с бесступенчатой передачей повсеместно ставят фаркопы для прицепов и эксплуатируют их в штатном режиме.

Если говорить конкретно, то славятся надежностью ниссановские вариаторы. Также в очередной раз поломал стереотипы и кроссовер Mitsubishi Outlander, предназначенный для бездорожья. В качестве трансмиссии для внедорожника разработчики использовали именно CVT.

На фото – коробка вариатор в разрезе

Несмотря на постоянное улучшение конструкции неизменными остаются плюсы вариатора:

  • Лучшая экономия топлива и высокая экологичность по сравнению с другими трансмиссиями.
  • Плавное, непрерывное изменение скоростных режимов.
  • Стабильное удержание оптимальных оборотов двигателя и, как следствие, более продолжительный срок службы мотора.
  • Ускорение происходит постоянно, а не рывками, как у других трансмиссий.
  • Меньшее время разгона при сравнении с АКПП или любой другой коробкой.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос работы вариатора в условиях минусовых температур. Трансмиссионная жидкость становится гуще на морозе, отчего частично теряет свои свойства, влияя на работу вариатора. Эксплуатация CVT зимой требует обязательного прогрева даже при небольшом морозе. Чем холоднее на улице, тем дольше нужно греть неподвижную машину.

На фото – указатель температуры охлаждающей жидкости автомобиля

Собственно, все рекомендации по этому вопросу есть в технической документации, которую мы вам настоятельно советуем изучить перед началом эксплуатации автомобиля с вариатором. Даже если вы ас вождения с 20-летним стажем или высококвалифицированный слесарь, собирающий механическую коробку передач буквально на коленке – изучайте. Время, потраченное на прочтение инструкции, сэкономит вам деньги и недели в случае возникновения ошибок при обслуживании и эксплуатации.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое вариатор в машине, плюсы и минусы автомобилей с такими коробками. И если вы все еще не можете решить, с какой трансмиссией приобрести свой автомобиль, мы позволим себе дать совет: «С любой!». Если вы не ярый приверженец механики, и не берете авто для спорта, не слушайте никого и выбирайте ту машину, которая подходит именно вам.

Источник http://techautoport.ru/transmissiya/korobka-peredach/variator-ili-avtomat.html
http://auto-pos.ru/147-chto-takoe-variator-v-mashine-ego-plyusy-i-minusy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: