Содержание
Как правильно ездить на автомобиле с автоматом — АКПП
У начинающих водителей, впервые севших за руль автомобиля с АКПП, часто возникают некоторые неудобства. Это связано с отличительными особенностями в управлении автоматической коробкой передач. Управление автомобилем с автоматической коробкой осуществляется, благодаря переключению скоростей в электронном режиме. Передаточные числа здесь подбираются без участия оператора, поэтому нет необходимости учиться правильно переключать передачи. Педаль сцепления отсутствует, в результате, левая нога не участвует в управлении авто.
Как водить автомобиль с АКПП
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач рекомендуется начинать с изучения функций селектора АКПП и основных обозначений на рычаге переключения передач:
- «Р» паркинг, парковочный режим.
- «D» драйв, означает движение вперед.
- «R» реверс, режим заднего хода.
- «N» нейтраль, холостой ход.
- «S» («D2») понижение передачи.
- «L» («D1») последующее понижение.
Описание режимов вождения
Когда селектор находится в точке «Паркинг», вождение авто с автоматической коробкой передачне представляется возможным. Машина стоит и не может сдвинуться с места, при этом рекомендуется использовать также ручной тормоз.
При переводе рычага переключения передач в позицию «D», автомобиль начинает движение вперед. В этом случае передачи подбираются автоматически, в соответствии с интенсивностью нажатия на педаль «газа». Если автомобиль находится на площадке под наклоном, в режиме «драйв» он не будет съезжать вниз.
После полного прекращения движения разрешено включать режим заднего хода. Положение селектора в режиме «R» позволит машине ехать назад в обратном направлении.
Нейтральное «N» расположение рычага подходит для осуществления прогревания двигателя при минусовых температурах окружающей среды. При этом силовой агрегат работает на холостом ходу, крутящий момент не передается на ходовую часть, колеса. Во время движения по трассе запрещено переводить селектор в данный режим.
При преодолении крутых подъемов/спусков, автоматическая коробка передач наиболее эффективно работает в режиме «S» («D2»). В подобных условиях вождение АКПП осуществляется с использованием двух первых передач, не выше.
Если машина движется по скользкому зимнему покрытию (гололед, укатанный снег), в сложных условиях горных извилистых дорог, лучшее решение:
- вождение авто с АКПП на пониженной передаче «L» («D1»), используя только первую скорость;
- торможение – при помощи мотора.
Перевод селектора из положения «D» на уровни «D1» или «D2» производится во время движения транспортного средства.
Современные АКПП оборудованы дополнительными режимами разгона: «Е», «N», «S», которые соответствуют значениям – экономичный, нормальный, спортивный.
Особенности вождения автомобиля с АКПП
В отличие от механического аналога, автоматическая коробка передач обладает большим весом. Весь агрегат более сложный в изготовлении, труднее поддается ремонту и восстановлению. Коробка автомат намного дороже МКПП и потребляет энергии на 5% больше. Чтобы продлить ее эксплуатационный срок, при вождении автомобиля с автоматической коробкой необходимо знать, что является губительным для ее стабильного функционирования и соблюдать особые требования.
Факторы, приводящие к быстрому разрушению АКПП:
- Частое переключение селектора коробки в режим «кикдаун» (езда на максимально возможной скорости).
- Вдавливание педали газа в пол.
- Резкое понижение скорости на высокой передаче.
- Уровень трансмиссионного масла не соответствует норме (заниженный или завышенный).
- Движение автомобиля при повышенных температурных режимах в коробке передач.
- Вождение машины автомат с частым переключением передач.
- Нажатие на газ при переходе на верхний диапазон.
- Пробуксовки.
- Включение заднего хода, не дожидаясь полной остановки автомобиля.
- Начало движения машины без предварительного прогревания автоматической коробки передач.
- Буксирование авто с АКПП на длительные расстояния с повышенными скоростями.
- Одновременное нажатие на педали газа и тормоза.
- Использование АКПП на фоне троящего мотора.
- Старт на высокой передаче.
- Длительная эксплуатация автоматической коробки передач после обнаружения неисправностей.
- Использование смазочных жидкостей низкого качества и несоответствующей марки.
- Продолжение движения при перегреве двигателя внутреннего сгорания.
- Резкое маневрирование после свежего ремонта коробки передач.
- Езда задним ходом на высокой скорости.
Советы от опытных автомобилистов
Чтобы вождение машины, оборудованной коробкой автомат, было наиболее комфортным, рекомендуется воспользоваться уроками и советами опытных автомобилистов. Начинающие автовладельцы прежде всего следят за расходом топлива. В случае с АКПП нужно также уделять побольше внимания сохранности дорогостоящих узлов и деталей автоматической коробки передач.
Чтобы водить автомобиль с коробкой автомат в напряженных условиях городских пробок,ночных улиц, при управлении авто рекомендуется использовать обе руки. Начинающим водителям это поможет одновременно пользоваться селектором коробки передач и держать под контролем ситуацию на шоссе.
Часто водители забывают об особенностях свих автомобилях, связанных с буксированием. В инструкции по эксплуатации каждого автомобиля с автоматической коробкой передач подробно описаны условия, которые необходимо соблюдать:
- ограничения по буксировке на определенное расстояние;
- соблюдение скоростного режима.
Особенно это касается машин, имеющих полноприводную конструкцию, где мощность от силового агрегата передается одновременно на все колеса транспортного средства. Автомобили с полным приводом вообще запрещено буксировать любым способом. Для его транспортировки к ближайшему пункту автосервиса необходимо воспользоваться услугами эвакуатора.
Вождение автомобиля с АКПП: основные сложности
Наличие автоматического переключения передач значительно упрощает управление автомобилем. Ехать на машине, оборудованной АКПП, значительно удобней, особенно при частых остановках и сменах скоростного режима. Ошибки в использовании автомата приводят к ускоренному его износу, а в некоторых случаях могут полностью вывести узел из строя. Особое внимание инструкции «Как пользоваться акпп правильно» следует уделить водителям, чьи уроки вождения проходили на механике.
Преимущества автоматических КПП
Вождение автомобиля с автоматической коробкой передач имеет свои особенности. Наиболее автомат подходит для размеренной, спокойной езды, без динамичных разгонов, экстремальных внешних условий и прочих перегрузок. Автомобилем с автоматической коробкой передач удобно пользоваться в мегаполисе. К основным преимуществам, которые получают владельцы машин с АКПП относятся:
- новичок намного быстрее начинает чувствовать себя уверенно за рулем, так как нет необходимости правильно выбирать передачи;
- простота управления в процессе езды;
- упрощения трогания с места как на прямом участке дороги, так и если начало движения происходит под уклоном;
- нагрузка на двигатель регулируется автоматически, что хорошо влияет на его ресурс;
- невозможны ошибки с неправильным выбором передачи, что исключает работу двигателя на слишком больших или низких оборотах;
- в связи с более редким воздействием на рычаг, его поверхность остается незатертой продолжительное время.
На заре своего массового появления автоматы имели значительно меньший ресурс, чем механика. В современных автомобилях сроки эксплуатации практически сравнялись, но только в случае если правильно пользоваться автоматической коробкой передач. Ошибки вождения и неправильное обслуживание способны вызвать поломки, после которых эксплуатация акпп становится невозможной без капитального ремонта.
Режимы работы автоматической коробки передач
Основные положения рукоятки коробки передач, а также режимы работы АКПП описаны на изображении ниже.
Режиму «Паркинг» соответствует положение рычага «Р». Колеса автомобиля находятся в заблокированном положении. Данный режим чем-то схож с действием ручного тормоза. Переводить селектор в положение «Р» во время движения авто запрещено, так как это приведет к механическим повреждениям и дорогостоящему ремонту. Применяется «Паркинг» в следующих случаях:
- при необходимости завести автомобиль;
- во время стоянки машины.
За движение автомобиля в задним ходом отвечает режим «Реверс». Он имеет обычно обозначение «R». Правила эксплуатации разрешают включать обратный ход только на неподвижном автомобиле. В случае движения машины даже на небольшой скорости, перевод рычага в положение «R» приведет к дорогостоящему ремонту.
Для разъединения двигателя от коробки передач используется режим нейтрали, которому соответствует расположение селектора напротив буквы «N». Колеса в таком режиме вращаются свободно и торможение двигателем невозможно. Переключать во время движения АКПП в режим нейтрали не рекомендуется, так как возможно возникновение заноса.
Режим, который обозначает движение вперед и говорит автовладельцу «езжай» называется «Драйв». Ему соответствует положение «D». В зависимости от усилия, прикладываемого на педаль управления подачи топлива, передачи выбираются автоматически. При снижении воздействия на акселератор автоматическая коробка передач осуществляет торможение двигателем. Особенностью режима «Драйв» является отсутствие необходимости пользоваться ручным тормозом при трогании с места при небольшом наклоне. На крутом склоне автомобиль в режиме «D» медленно будет откатываться назад, что может вызвать аварийную ситуацию.
Выбор диапазона передач
Для ограничения количества используемых передач имеется несколько подрежимов, обычно обозначаемые цифрами. Например, на акпп, изображенной ниже на рисунке, имеется возможность ограничить передаточные числа 2, 3 и 4 скоростью. Есть коробки, которые позволяют двигаться на первой передаче. Такой режим обозначается 1 либо «L».
Двигаться, используя лишь 3 скорости, рекомендуется на участках, требующих повышенного внимания. При эксплуатации автоматической коробки передач в данном режиме следует внимательно следить за показаниями тахометра. Попадание стрелки прибора в красную зону говорит о необходимости снизить обороты двигателя или переключить АКПП.
Использование лишь двух передач может быть вызвано движением машины по крутому склону. Инструктора по вождению автомобилей с акпп рекомендуют скользкие дороги также преодолевать при установке селектора в положение «2». Автомобиль в таком случае едет более плавно, и шанс попасть в занос уменьшается.
В рекомендациях о том как правильно пользоваться автомобилем с АКПП указывается, что езда на такой машине по бездорожью может повредить коробку. В реальной жизни бывают различные ситуации, поэтому для движения в тяжелых условиях автопроизводители предусмотрели возможность работы только на первой передаче. Это позволяет проехать как по ухабам, так и подняться на крутой склон. Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль с селектором в положении «L», доходит до 40 км/час.
Выбор ограничения диапазона используемых передач при движении на скорости ведет к торможению двигателем. В случае слишком большого темпа замедления может произойти занос авто. Коробка автомат в таком случае будет испытывать повышенный износ.
Дополнительные режимы
Для повышения безопасности движения в зимнее время используется режим обозначаемый «*», «WINTER», «SNOW». При этом максимально устраняется пробуксовка колес как при смене скоростей, так и при трогание с места. В некоторых коробках начало движения происходит со второй передачи, что значительно уменьшает ускорение. Переключение между ступенями происходит с минимизацией перепадов ускорений, что уменьшает возможность попасть в занос. Инструктора по вождению машин с акпп не рекомендуют использовать зимний режим летом, так как это может привести к перегреву масла в коробке.
Для возможности управлять автоматической коробкой передач подобно механике, применяется селективная коробка передач. Водитель самостоятельно повышает либо понижает передаточное число в зависимости от дорожных условий. Автоматика подстраховывает водителя от ошибок, поэтому может самостоятельно поднять либо опустить передачу. Пример селективной АКПП изображен на рисунке ниже.
Проблему с тем, как ездить экономно, решает специальный режим «Е». Передачи в таком случае переключаются таким образом, чтобы двигатель расходовал как можно меньше топлива. Динамические характеристики автомобиля при этом ухудшаются.
Несмотря на то, что большинство автоматов не предназначено для спортивной езды, наличие режима «S» позволяет придать резвости автомобилю. Обороты коленчатого вала перед сменой передаточного числа достигают своего максимума. На трансмиссию при этом ложится повышенная нагрузка. Говорить об экономичности «S»-режима не приходится.
Управление движением автомобиля
До начала движения требуется выполнить следующие действия:
- Перед тем как завести машину требуется проверить положение рукоятки, и в случае необходимости переместить ее в режим «Р»;
- Запустить двигатель;
- Нажать на педаль тормоза и удерживать её;
- Нажать кнопку, предотвращающую случайное переключение селектора;
- В зависимости от направления движения выбрать «D» либо «R». Переключение следует производить быстро, не задерживаясь на промежуточных положениях. Это предотвратит лишние срабатывания механизма АКПП. Среднее время включения выбранного режима составляет 1-2 секунды.
Так как зажата педаль тормоза, автомобиль будет стоять на месте. После ее отпускания начнется медленное движение машины. Направление зависит от выбранного режима «D» или «R». При этом уклон может препятствовать движению. В таком случае потребуется воздействие на педаль акселератора.
Управление автоматической коробкой передач происходит косвенно через интенсивность нажатия педали. Плавное воздействие приводит к неторопливому переключению скоростей и плавному разгону. Авто с автоматической КПП раскроет максимально свои динамические характеристики только при вжатии акселератора в пол. В результате вождения автомобиля в таком режиме происходит повышенный износ всех его узлов.
Автоинструктора , обучая езде с акпп, обращают внимание на кик-даун. Данный эффект появляется в результате особенностей алгоритма работы АКПП. Получая команду на максимально интенсивный разгон, происходит первоначальное понижение передачи. Это приводит к секундной задержке перед разгоном. Техника обгона учитывает этот провал, указывая на кик-даун в инструкциях о том, как управлять автомобилем безопасно.
Остановка автомобиля
Осуществление остановки автомобиля происходит при нажатии на педаль тормоза. После остановки инструктора по акпп рекомендуют придерживаться следующей инструкции «как управлять автоматической коробкой»:
- при длительной остановке следует перевести рычаг из положения «D» в «P» или «N»;
- При частых и кратковременных торможениях, например, при проезде через пробку, желательно оставлять селектор напротив «D».
Продолжительная работа заторможенного автомобиля без перехода на «P» или «N» ведет к повышенному износу двигателя, коробки и тормозной системы. Необходимость постоянно держать надавленной педаль тормоза вызывает усталость у водителя. В свою очередь, слишком частая смена положений рычага ведет к повышенному износу механизмов АКПП. Решение о том, как ездить, принимается лично автолюбителем, исходя из его предпочтений и водительского опыта.
Особенности эксплуатации авто с АКПП
Езда с высокой динамической нагрузкой либо на высокой скорости на непрогретой коробке передач ведет к быстрому ее износу. Выезжая на автомобиле, первые 5-10 минут следует двигаться в умеренном, плавном режиме. Решение о том, как водить машину с прогретым маслом, лежит на владельце, инструктора по акпп при эксплуатации автоматической коробки рекомендуют щадящий режим на всех этапах.
В холодное время перед началом движения следует произвести переключение скоростей, что дополнительно прогреет АКПП. Опытные инструктора по акпп начинают движение при включенном зимнем режиме. Это помогает ускоренно прогреть коробку даже в мороз. Инструкция «как правильно пользоваться автоматической коробкой» запрещает использовать положение «*» летом, поэтому ускорять прогрев масла в жаркие дни не стоит. Они и в обычном режиме движения прогреется быстро.
Буксировать машину с автоматической коробкой передач следует с большой осторожностью. Скорость движения не должна превышать 30-50 км/час. При возможности следует заводить двигатель, так как это улучшит смазку и уменьшит нагрев АКПП. Расстояние, на которое можно переместить автомобиль, часто ограничивается 30-50 км. Конструктивно в автоматической коробке передач может быть вообще недопустим режим буксирования. Некоторые производители разрешают перемещать автомобиль на сцепке только при работающем моторе.
Пробуксовка негативно действует на автоматическую коробку передач. Инструктор по вождению с акпп, обучая «как ездить на неоднородных поверхностях», рекомендует максимально плавно работать педалью акселератора. Рычаг желательно устанавливать в положение «2».
Конструктивные особенности, заложенные в автомате, не позволяют буксировать транспортное средство либо прицеп без вреда для машины. Даже небольшие расстояния, преодоленные с дополнительной нагрузкой, наносят удар по ресурсу коробки. При необходимости буксировки машиной дополнительного груза следует избегать перегрева КПП. Перед тем как начать движение необходимо задуматься, стоит ли буксировка чрезмерного износа трансмиссии, которого не удастся избежать при любом раскладе.
Ситуации, когда необходимо воспользоваться ручником
Наличие режима «Паркинг» привело к тому, что автовладельцы не пользуются ручным тормозом. Посмотрев в рекомендации как правильно управлять авто с АКПП либо самоучитель дорожного движения, можно увидеть требование всегда использовать ручник, не полагаясь на селектор. Пошаговая инструкция начала движения также упоминает необходимость использования стояночного тормоза.
Автолюбители, которые до этого ездили на механике и пользовались ручником крайне редко, забывают о нем при движении. Новички же могут забыть снять машину с ручного тормоза, проехав не один километр. С наступлением морозов начинается новая проблема в виде примерзания колодок, поэтому решение о необходимости использования стояночного тормоза при ежедневной эксплуатации каждый принимает сам.
Появление АКПП сделало вождение автомобиля более комфортным. Теперь нет необходимости выжимать сцепление и самостоятельно выбирать передачу, а знание особенностей работы коробки и правильность выбора режима движения позволяют продлить срок службы до уровня механики.
Источник Источник Источник http://motoran.ru/interesnoe/vozhdenie-avtomobilya-s-akpp
Источник Источник http://swapmotor.ru/korobka-peredach/vozhdenie-avtomobilya-s-akpp.html