Коробки передач современных автомобилей

Содержание

Коробки передач современных автомобилей

Одной из ключевых систем любого автомобиля является трансмиссия – совокупность конструкционных элементов, узлов, деталей, соединяющих двигатель с ведущими колесами. Основным ее предназначением является передача крутящего момента от силового агрегата к колесам, изменение тягового усилия, скорости, направления движения транспортного средства (вперед или назад). Одними из самых важных элементов трансмиссии являются коробка передач и сцепление, которые различаются по принципу действия, особенностям конструкции и использования.

Классификация.

Упрощенно классификация выполняется по одному единственному признаку – способу передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Если использовать данный фактор, то коробка переключения передач (сокращенно КПП, английское название Gear Box) может быть:

  1. механической, «ручкой», механикой (МКПП, МТ (Manual Transmission);
  2. автоматической – АКПП (Automatic Transmission);
  3. полуавтоматической, роботизированной РКПП MTA (Manual Transmission Automatically Shifted);
  4. вариатором (CVT, Continuously Variable Transmission).

Такая группировка упрощенная, но наиболее доступная для понимания. Если брать во внимание конструкционные особенности, то все гораздо сложнее.

Способ взаимодействия валов.

Начнем с того, что КПП отличаются по способу взаимодействия деталей между собой, существует несколько видов:

Специфика КПП.

Как приводятся валы в действие понятно. Теперь стоит рассмотреть другие важные параметры, такие как количество валов, способ переключения для «ручки».

Количество валов.

Коробки передач современных автомобилейСледует запомнить, что существует две основные схемы работы МКПП, основанные на включении выбранной пары шестерен, от этого зависит величина крутящего момента:

  1. двухвальная, имеет одну ступень зацепления оси, ведущим (первичным) и ведомым (вторичным) валом, такая схема используется для переднемоторных, переднеприводных автомобилей, а также заднемоторных, заднеприводных;
  2. трехвальная, обладает двумя ступенями зацепления оси, помимо ведущего и ведомого вала (они располагаются параллельно друг другу) есть третий, промежуточный (размещается параллельно первым двум), используется для переднемоторных моделей (задне – или полноприводных).

Многовальные по своей конструкции, принципу действия полная аналогия двухвальных, только вторичных валов может быть несколько, встречаются МКПП, оборудованные тремя, четырьмя валами, у них нет промежуточного вала, количество передач не меньше шести, отличаются компактными размерами, переменным числом зацеплений, последовательным редуцированием.

Еще один редкий тип безвальная механика, встречается очень редко. Трехвальные коробки могут быть соосными (вторичный и первичный вал с прямой передачей, схема характерна для заднеприводных моделей) и несоосными (без прямой передачи, оборудованные раздаточной коробкой, что характерно полноприводным моделям).

Способ переключения ступеней и число ходов

По числу ходов, общему количеству муфт КПП делятся на двух-, трех-, четырех-, пятиходовые.

Коробки передач современных автомобилейСуществует несколько основных способов переключения. Начнем с самого малораспространенного, на основе подвижных шестерен кареток. Практически не встречается из-за сложной схемы. Переключение возможно только при неподвижных валах.

Вторая схема кулачковая. Используются кулачковые торцевые муфты, шестерни постоянного зацепления. Встречается очень редко у спортивных автомобилей, гоночных болидов, потому что требует высоких профессиональных навыков от водителя, некоторые сильно греются, подвержены повышенному износу, предназначена для эксплуатации на высоких скоростях. Специфика переключения может быть секвентальной и поисковой.

Третья схема наиболее распространенная. Это МКПП, имеющие постоянное сцепление шестерен. Переключение производится при помощи зубчатых муфт. Выше представлены схемы двухвальной и трехвальной трансмиссии. Отметим одну существенную деталь. КПП может быть с синхронизаторами и без синхронизаторов. Синхронизаторы это специальный узел, предназначенный для выравнивания угловых скоростей шестерен, что позволяет предотвратить их деформацию и разрушение.

Такая схема используется на большинстве современных МКПП. Но встречается еще схема без синхронизаторов. Тут необходимы специальные навыки пользования. Прием называется двойной выжим. Чтобы включить повышенную нажимается сцепление, рычаг переводится в нейтральное положение. Затем сцепление отпускается. Потом сцепление снова нажимается, рычаг переводится на высшую передачу. Чтобы переключиться на пониженную требовалось выжать сцепление, переключить рычаг в нейтральное положение, отпустить сцепление, нажать на педаль акселератора, нажать сцепление, переключить рычаг, отжать сцепление. Большинство современных КП такую схему уже не используют, только раздатки (раздаточных коробках).

Коробки передач современных автомобилейЧетвертая схема – фрикционное переключение ступеней. Такая схема свойственна автоматам (гидромеханическим схемам, где есть гидротрансформаторы или гидромуфты). Хотя есть исключения. Для полноты картины отметим схему, при которой переключение выполняется при помощи муфт, центробежных или инерционных.

Способы включения.

Необходимую передачу можно включать несколькими способами. Основной – ручной, такую схему может иметь любая КПП, включая механическую, роботизированную, автоматическую. То есть водитель сам все делает. Причем варианта два.

Коробки передач современных автомобилейПервый – переключение производится при помощи физического усилия, прилагаемого к рычагу при помощи механического или гидравлического привода. Второй – использование сервопривода, он может быть различным, отличается источником (преобразователем) энергии, выделяют гидравлические (наиболее широко распространенные), электрические, механические, вакуумные, комбинированные, так работают полуавтоматы.

Второй способ включения – автоматический, такие коробки без педали сцепления. Все решает автоматика.

Последнее на чем стоит акцентировать внимание – количество передач, включая заднюю. Данный параметр актуален для всех КПП, кроме вариаторов.

Рассмотрим более подробно четыре типа КПП, обозначенных выше.

Механическая коробка передач.

История.

МКПП – самая древняя из всех коробок, появилась первой благодаря женщине. Шел 1888 год. Берта Бенц после того, как проехалась, используя автомобиль Motorwagen, по Германии, рассказала своему мужу Карлу Бенцу все, что о нем, о его изобретении думает. Супруг исправился быстро, уже через пять лет (1893 год) появилась модель Benz Velo с двухступенчатой планетарной механической коробкой передач.

Далее эволюция пошла своим путем. 1910 год – появилась механика с тремя ступенями, такая схема использовалась до 60-х годов. Четырехступенчатые КПП пришли чуть позже, но без синхронизаторов использовать их было трудно. 60-х годы – появились первые синхронизаторы. Тогда же изобрели пятиступенчатый вариант, с повышающим «овердрайвом», но массово они стали устанавливаться лишь к 80-м годам. 90-е годы – представлены шестиступенчатые узлы, имеющие два повышающих овердрайва. 2000-е годы – разработаны семиступенчатые МКПП, оборудованные пятью основными, двумя повышающими передачами.

Принцип работы.

Коробки передач современных автомобилейСхема работы достаточно простая. Есть три основных элемента – силовой агрегат, МКПП, сцепление (промежуточное звено между двумя первыми). Если нажать педаль сцепления, то связь между двигателем и трансмиссией прервется. Тогда включается нужная передача, педаль сцепления отпускается, связь между ними восстанавливается. Сцепление выжимается также при движении с места, а также «торможении двигателем». Используется механический зубчатый (через шестерни) способ взаимодействия (планетарные МКПП на легковых автомобилях сейчас редкость) крутящего момента, двух-, трехвальная схема, реже многовальная.

Первая передача это когда со стороны двигателя вращается самая маленькая шестерня, а со стороны колес самая большая. При таких условиях крутящий момент наибольший, а скорость наименьшая. Если наоборот, то это будет наивысшая передача, когда крутящий момент наименьший, а скорость наибольшая.

Переключение производится механически при помощи рычага МКПП. Он может располагаться:

  • на крышке КП (сверху или сбоку), сейчас эта схема используется редко, свойственна внедорожникам;
  • дистанционно (на рулевой колонке, центральной консоли или центральном тоннеле), рычаг с коробкой связан системой тяг (они называются кулисы), валиков или тросов Боудена.

Дистанционное переключение может реализоваться по другим схемам, без муфт, через гидравлический или электромеханический привод.

Достоинства и недостатки.

Преимущества следующие. Это самое простое по конструкции решение, а значит самое дешевое, надежное. Остальное все зависит от квалификации водителя. Если водительский стаж маленький, то выбрать нужную передачу сложно. Поэтому появляются минусы – низкая динамика, большой расход топлива. Если стаж большой, то эти минусы исчезают, появляются плюсы, правильно, вовремя выполненное переключение снижает расход топлива, значительно повышает динамику движения. Недостатков два. МКПП необходимо уметь использовать правильно. У новичков постоянные проблемы со сцеплением, им нужно пользоваться плавно, не каждому дано, особенно при движении с места, в горку. О расходе топлива, динамике уже упомянули. Еще один недостаток. При интенсивном транспортном потоке, городских пробках «ручка» доставляет наибольшее количество проблем, потому что постоянно приходится работать рычагом, педалями сцепления и акселератора.

Секвентальная коробка.

Коробки передач современных автомобилейОтдельно выделим секвентальные коробки, устанавливаются, как правило, на спортивные автомобили. У них переключение последовательное (+ высшая, – низшая), в ручном режиме. Принцип работы как у механики, но педали сцепления нет, а переключение выполняется как у робота при помощи гидравлических сервоприводов. Она имеет свой электронный блок управления как у автомата. Причем схема переключения кулачковая. Отнести ее к какой-то из четырех обозначенных выше категорий нельзя, своего рода комбинированный гибрид.

Автоматическая коробка.

История.

Если «механика» появилась в Германии к концу позапрошлого века, то чтобы найти истоки АКПП нам нужно перенестись за океан в Канаду, провинцию Саскачеван, город Реджайну начала XX века. 1921 год, именно тогда канадский инженер Альфред Хорнер Манро разработал, а затем запатентовал первую автоматическую коробку передач (1923 год Канада, 1924 год Великобритания и 1927 год США). Минусом было то, что схема предполагала использование сжатого воздуха. Правильный путь, направление не то. Но мысль была верной. Хотя если быть уж совсем точным, то схему работы в 1903 году придумал именно немец Феттингер. 1932 год, два бразильских инженера Хосе Брас Арарипи, Фернандо Лехли Лемос использовали уже гидравлическую схему, продали идею американской General Motors. 1940 год, для серийных моделей Oldsmobile, а позже Cadillac, стал устанавливаться первый полноценный автомат Hydra-Matic, который имел гидромуфту, над нею трудились еще с 20-х годов инженеры Chrysler. Первые коробки были двухступенчатыми, после войны разработали трехступенчатые. 1948 год, появились первые модели, оборудованные гидротрансформатором вместо гидромуфты, назывались они Dynaflow, были разработаны инженерами Buick. Четырехступенчатые, пятиступенчатые автоматы стали широко использоваться в 80-е годы, когда удалось справиться с множеством проблем. Затем пришла электроника, ее назначили ответственной за все. Причем за трансмиссию может отвечать либо ECU (блок управления двигателем), либо блок управления коробкой передач (TCU), либо блок управления трансмиссией (TCM), все зависит от автопроизводителя. Алгоритмы постоянно совершенствуются, сейчас у ведущих компаний АКПП по динамике, расходу топлива уже не уступают МКПП, иногда даже превосходят. Хотя то, как работает механика, напрямую зависит от квалификации шофера.

Шестиступенчатые коробки разработала ZF Friedrichshafen, модель ZF 6HP26, в 2002 году, впервые ее поставили на семерочку БМВ (BMW E65). Mercedes-Benz своим лучшим друзьям ответил спустя год – в 2003 году, тогда появилась семиступенчатая 7G-Tronic. Японцы решили не отставать от немцев. 2007 год, Toyota впервые поставила восьмиступенчатый автомат. Это был Lexus LS 460. 2014 год, американцы напомнили о себе. Jeep Cherokee получил девятиступенчатую АКПП. И продолжение будет.

Принцип работы.

Коробки передач современных автомобилейСхему работы «автомата» уже рассмотрели выше. Только сразу отметим, что под АКПП следует понимать коробку, оборудованную гидротрансформатором или гидромуфтой. Они дополняются механической передачей, как правило, планетарной (планетарный редуктор), очень редко используется зубчатая или другие варианты, а также сцеплением фрикционного типа. Гидротрансформатор играет роль сцепления, то есть разъединяет, соединяет двигатель и трансмиссию. Планетарный редуктор отвечает за изменение крутящего момента, передаточного числа. Всем управляет электронная система, состоящая из:

  • ЭБУ (электронный блок управления);
  • датчиков (частоты вращения (один на входе, другой на выходе), температуры рабочей жидкости (используется трансмиссионное масло), положения основных элементов (рычага селектора, педали акселератора));
  • распределительного модуля (гидроблока);
  • рычага селектора.

За циркуляцию жидкости отвечает насос. Для переключения применяются электромагнитные клапаны (соленоиды). Чтобы коробка не грелась, используются системы охлаждения. У некоторых даже есть свой радиатор охлаждения. Конструкционно схемы отличаются у разных производителей, не будем вдаваться в подробности. Тема для отдельной статьи. Отметим только, что есть один подвид гидротрансформаторных АКПП, они имеют возможность ручного переключения. Например, Tiptronic у Audi, Steptronic у BMW, Geartronic у Volvo.

Основные режимы.

Коробки передач современных автомобилейСелектор КПП (рычаг выбора диапазонов) позволяет выбирать режим движения. Они у всех АКПП отличаются, все зависит от производителя, но есть те, которые должны быть обязательно:

  • P (он же паркинг, Parcking), используется для обеспечения устойчивого положения автомобиля при стоянке;
  • R (задняя, Reverse);
  • N (нейтралка, Neutral);
  • D (драйв, езда, движение Drive, у ряда моделей A (Automate), для движения вперед).

Остальные режимы могут быть, а могут не быть. Тут все от модели зависит. Отметим основные:

  • L, B, l, 1L, 1 – все это используется для обозначения первой передачи (важно, B на некоторых коробках обозначает блокировку дифференциала);
  • ограничивающие передачи, то есть при включении которых автомат не будет переключаться выше обозначенной (2 или 2L, не выше второй, 3D или 3, не выше третьей, 4D или 4, не выше четвертой).

У некоторых коробок есть специальные кнопки:

  • OD (режим овердрайва Over Drive, отключает повышенную);
  • M (ручной режим, Manual, при его включении КПП начинает работать как секвентальная, рычаг переключается между + (вверх) – (вниз));
  • S (спортивный режим Sport);
  • W(Winter), *, Snow – зимний режим, злоупотреблять им не стоит;
  • E (экономичный режим, Economic);
  • KickDown (переключает коробку резко на одну-две передачи ниже, увеличивая мощность, необходимую для резкого ускорения).

Это, конечно, не полный обзор, АКПП бывают разные, могут иметь другие кнопки, положения.

Достоинства и недостатки.

Главный плюс автоматической трансмиссии – простота при использовании, она не требует наличия специальных навыков. Начинающему водителю сцепление «механики» доставляет жуткие проблемы, пока сформируются навыки. Электроника сама выбирает режим. Силовой агрегат, ходовая, сама коробка надежно защищены «от дурака».

Минусов тоже хватает. Отметим сложность конструкции, меньшую надежность по сравнению с механикой, большой вес, необходимость охлаждения, дорогостоящий ремонт, более высокую стоимость. Остальные недостатки или достоинства зависят от конкретной модели.

Не верьте мифам. Миф первый – у АКПП больше расход топлива. Новичок на автомобиле, оборудованном МКПП, легко опровергает этот довод. Некоторые современные автоматы, с их вылизанными алгоритмами, уже способны соперничать практически на равных с механикой в руках водителей профессионалов.

Миф второй. Динамика автоматических коробок ниже, чем механических. Отчасти верно. Но зачем, например, из бюджетного автомобиля делать гоночный болид? А для спортивных автомобилей есть свои коробки. Например, на Эмки БМВ устанавливается секвентальная SMG, у нее скорость переключения 0,08 секунды, никакой водитель МКПП так быстро переключить не сможет физически.

Роботизированная коробка.

Определение.

Третий вид КПП – роботизированные или просто роботы. По своим конструкционным особенностям это механическая коробка передач, только со сцеплением, которое выжимается не водителем через педаль, а при помощи сервопривода под управлением электроники. Принцип работы тот же. Шофер переключает передачу рычагом (это может делать автоматика, как в обычных АКПП), сцепление разрывает связь между трансмиссией и двигателем, затем включается повышенная или пониженная передача с небольшой задержкой, это важно, затем восстанавливается связь. То есть, по сути это коробка, в которой гидротрансформатор или гидромуфта заменены сервоприводом со сцеплением.

Робот всегда перестраховывается с целью выравнивания угловых скоростей, переключение происходит с задержкой. Конструкторы придумали одну оригинальную схему. Вместо одного блока сцепления установили два, один отвечает за четные передачи, второй за нечетные. Это, так называемые, роботизированные коробки с двойным сцеплением, но об этом ниже.

Если говорить об истории появления РКПП, то изобрели их инженеры таких автопроизводителей как REO и General Motors в 1934 году.

Конструкционные особенности.

Коробки передач современных автомобилейВажным отличием роботов является наличие привода, позволяющего без участия шофера переключать передачи. Этот узел может быть нескольких типов:

  1. электрическим, принцип работы основан на использовании сервомеханизмов (электромотора и механической передачи), это электромеханический привод, например, Allshift (японский Mitsubishi), Dualogic (итальянский Fiat), MultiMode (японская Toyota), SensoDrive (французский Citroen), 2-Tronic (французский Peugeot);
  2. гидравлическим, приводится в действие при помощи гидроцилиндров, которыми управляют электромагнитные клапаны, такой привод еще называют электрогидравлическим, например, ISR (итальянская Lamborghini), Quickshift (французский Renault), R-Tronic (германский Audi), Selespeed (итальянская Alfa Romeo);
  3. комбинированным, в этом случае электрический привод дополняется гидромеханическим блоком с электродвигателем, предназначенным для перемещения в приводе сцепления главного цилиндра, например, Durashift EST (американский Ford), Easytronic (немецкий Opel).

Управление РКПП осуществляется при помощи электронной системы, состоящей из датчиков (определяют частоту вращения на выходе и входе, положение рычага, температуру и давление масла, ряд других), исполнительного механизма, ЭБУ (электронного блока управления).

Модели с электрическим приводом медлительные, но менее энергозатратные, с гидравлическим более быстрые, но затратные, устанавливаются, как правило, на спортивные автомобили.

Роботизированные коробки с двойным сцеплением.

Коробки передач современных автомобилейОсновной проблемой роботов является необходимость прерывания связи между двигателем и трансмиссией как в механике. Инженеры долго думали как справиться с этим досадным нюансом. Решили. Если отпадет потребность в разъединении двигателя и ведущих колес при переключении передач, то проблемы не будет. Так появилось два сцепления, которые позволяют переключаться без разрыва потока мощности. Такие коробки называют преселективными. То есть по своей сути две коробки стали одной. Их принцип работы основан на использовании двойного трансмиссионного вала (два входных вала, один отвечает за нечетные передачи плюс задняя, другой за четные), двух фрикционных муфт, которые сжимаются при помощи гидроцилиндров под управлением электрогидравлического модуля, а разжимаются при помощи пружин. Пакеты фрикционов могут иметь расположение:

  • концентрическое (муфты находятся в одной плоскости, прямо перпендикулярно валу (внешняя, передающая больший крутящий момент, отвечает за нечетные передачи, внутренняя за четные), схема отличается компактностью, предназначена для трансмиссий переднеприводных моделей);
  • параллельное (муфты располагаются параллельно друг за другом, такая схема применяется в трансмиссии заднеприводных автомобилей).

Также отметим, что есть два основных вида РКПП с двойным сцеплением:

  • с сухим картером, «сухое», более эффективно, так как нет потери мощности;
  • с мокрым картером, «мокрое» (сцепление находится в масляной ванне, имеется система смазки и масляный насос), основной плюс – лучшее охлаждение.

Коробки передач современных автомобилейПринцип работы сухого (мокрого) сцепления у разных автопроизводителей немного отличается, как и конструкционная схема, не будем вдаваться в технические нюансы.

Теперь об истории. Изобрел коробку с двойным сцеплением француз Адольф Кегресс, инженер, который долгое время работал в России, был личным водителем императора Николая II, в 1939 году для компании Citroen. Его схему стали использовать Porsche и Audi в 80-х годах прошлого века на своих спортивных болидах. Первая серийная РКПП с двойным сцеплением – DSG, германской Volkswagen (производства BorgWarner), первые модификации были очень сырыми, ломались часто. В 2005 году спустя два года появился Powershift на американских моделях Ford и шведских Volvo (разработка Getrag). А затем каждый себя уважающий производитель стал ставить такой тип трансмиссии на свои автомобили. Отметим некоторые коробки:

  • производитель Getrag, включая DCT M Drivelogic (германская BMW), Speedshift DCT (немецкий Mercedes-Benz), Twin Clutch SST (японская Mitsubishi);
  • производитель BorgWarner, как отмечалось выше, это DSG (Direkt-Schalt-Getriebe, германской Volkswagen) и S-Tronic (ставится на модели немецкой Audi);
  • производитель Fiat Powertrain Technologies, TCT, устанавливается на автомобили итальянской Alfa Romeo.

В настоящее время схема отработана практически полностью, от детских болезней практически избавились, поэтому даже для моделей Porsche стали использовать двухступенчатые роботы PDK от ZF Friedrichshafen.

Достоинства и недостатки.

Преимущества РКПП очевидны. Это очень экономичная трансмиссия. Динамика на уровне МКПП. Стоит дешевле чем АКПП, меньше весит, дешевле в ремонте. Минусы тоже есть. Отметим главный. Когда отключается двигатель от трансмиссии при переключении выдерживается определенная пауза. На низких скоростях это не ощутимо, а вот если на спидометре больше сотни, то начинаются толчки и рывки. Неприятно, по крайней мере. Роботы с двойным сцеплением от этой напасти избавлены, но очень сложные конструкционно, дорогие сами по себе, в ремонте, имеют больший вес, а ряд моделей еще борются с подростковыми проблемами роста.

Вариаторные коробки.

Определение и история.

Вариаторная КПП относится к автоматическим коробкам, но существенно отличается по принципу действия. Она бесступенчатая, с передаточным числом, которое наряду с крутящим моментом меняется постоянно в зависимости от оборотов двигателя, скорости автомобиля и самое главное плавно, без толчков, рывков. Как результат – очень эффективно используется мощность мотора, нагрузки оптимально сочетаются с оборотами коленчатого вала, что позволяет экономить топливо. Кто изобрел вариатор, тут история расходится. Некоторые утверждают, что это был Леонардо Да Винчи в 1490 году. Милтон Ривз изобрел вариатор в 1879 году, стал устанавливать на оборудование для обработки древесины в 1896 году. 1886 год, первый патент в Европе оформлен Daimler Benz, это был клиноременной вариатор. 1936 год, в США был выдан патент на тороидную вариаторную КПП. 1958 год, первый серийный автомобиль получил вариатор, назывался Variomatic. Он стал устанавливаться компанией DAF. Изобретатель Хуб Ван Доорн, а модель называлась DAF 600. Патент унаследовала Volvo, уже в 1975 году на рынке появился первый легковой автомобиль с вариатором Volvo 340. А затем Ford в 1984 году на его основе сделал свой вариатор Transmatic. Сейчас вариаторные КПП устанавливают многие производители. Отметим Autotronic (немецкая Mercedes-Benz, один из самых компактных вариаторов в мире), Ecotronic и Durashift CVT (американская Ford), Lineartronic (японская Subaru, один из лидеров среди автопроизводителей, которая разрабатывает и продает вариаторы другим, начиналось все с самой первой массовой коробки Justy), MultiDrive (японская Toyota), Multimatic (японская Honda), Multitronic (германская Audi), Xtronic и Hyper (японский Nissan).

Принцип работы.

Коробки передач современных автомобилейЛюбой вариатор состоит из нескольких основных элементов:

  1. сцепления, обеспечивающего непрерывную передачу крутящего момента, разъединение трансмиссии и двигателя;
  2. вариаторной передачи;
  3. механизма, необходимого для движения задним ходом (в большинстве моделей этопланетарный редуктор).

Сцепление существенно отличается между собой и может быть:

  1. автоматическим центробежным (Transmatic);
  2. электромагнитным с ЭБУ (электронным блоком управления, Hyper);
  3. многодисковым с «мокрым» картером и ЭБУ (Multimatic, Multitronic).

Многие производители используют классическую схему АКПП. То есть сцепление заменяется гидротрансформатором, например, такая схема использована на MultiDrive, Autotronic, Lineartronic, Ecotronic, Xtronic и еще отдельно отметим Extroid от Nissan, об этом ниже. И еще. Как и в автоматах, в некоторых вариаторах реализована возможность ручного переключения. Хотя это больше маркетинговый ход, «виртуальные передачи». Например, такая функция называется Sportronic у японской Mitsubishi, Autostick у американского Chrysler.

Это еще не все. Сам вариатор отличается по конструкции. Наибольшее распространение получили:

  • клиноременная (клиноцепная, на английском языке Variable-diameter pulley (VDP), дословно шкив с переменным диаметром);
  • тороидная (очень редко используется, один из самых известных таких вариаторов как раз Extroid).

Но есть другие схемы, например, на основе переменной магнитной передачи и ряд других. Остановимся на двух наиболее распространенных.

Клиноременный (клиноцепной) вариатор.

Коробки передач современных автомобилейРабота этой CVT основана на использовании двух раздвижных шкивов (дисков конической формы) и ремня трапецеидальной (клиновидной) формы, который их соединяет (ремней может быть несколько). Принцип работы прост. Когда шкивы сдвигаются навстречу друг другу, ремень выталкивает (отсюда аналогия с клином), в результате чего увеличивается радиус, а значит, передаточное число становится больше. Когда шкивы расходятся, радиус становится меньше, передаточное число уменьшается. Если шкивы находятся в промежуточном положении, то это прямая передача.

Первые вариаторы были с резиновыми ремнями, отличались очень быстрым износом. Сейчас ремень металлический, состоит из соединенных между собой полос стали трапецеидальной формы, фасонных частей в форме бабочки. Вот это и есть клиноременные вариаторы. На некоторых моделях вместо ремня цепь, например, Lineartronic или Multitronic. Такие вариаторы называются клиноцепными. Состоит металлическая цепь из пластин, которые между собой соединены осями.

Тороидный вариатор.

Коробки передач современных автомобилейТороидная схема применяется очень редко, был Extroid от Nissan, устанавливался на Nissan Gloria и Nissan Skyline GT-8. Для полноты картины расскажем. Принцип работы основан на использовании двух соосных валов, которые имеют сферическую, тороидную поверхность. Между валами зажаты ролики, которые могут менять свое положение, в результате чего изменяется передаточное число. Например, в Extroid обоймы с роликами передвигает вверх-вниз специальный гидравлический механизм.

Достоинства и недостатки.

Основным преимуществом CVT является обеспечение оптимальной работы двигателя, максимальная комфортность при эксплуатации, плавность движения. Это очень экономичные КПП, с хорошей динамикой. Клиноременные и клиноцепные вариаторы несложные по конструкции.

К минусам относятся высокая стоимость, дорогостоящее ТО и ремонт. Вариаторы нельзя устанавливать в паре с мощными силовыми агрегатами. Реверсивное движение без использования планетарного редуктора или другого механизма невозможно. Такие коробки сильно греются, требуют особого трансмиссионного масла через каждые 50-60 тысяч пробега. Ремень может проходить до 100 тысяч.

Что выбрать?

Выбор трансмиссии должен основываться на целом ряде факторов. Прежде всего – опыт водителя. Если опыта нет, то все преимущества МКПП сводятся к нулю. Лучше все доверить автоматике.

Второй фактор – динамика эксплуатации транспортного средства. Если водитель считает что 150 км/ч и выше это нормальная крейсерская скорость для автомобиля, то выбор стоит остановить на механике или секвентальной коробке.

Третий фактор – тип транспортного средства и условия эксплуатации. В городе для автомобилей класса А, В, С, D более предпочтительны автоматы. Для внедорожников и кроссоверов, автомобилей с полным приводом, которые буксируют грузы, эксплуатируются на бездорожье, оптимальный выбор – механика.

Четвертый фактор – цена КПП, стоимость ремонта. Самые дешевые и простые МКПП, за ними РКПП, АКПП, РКПП с двойным сцеплением и вариаторы.

Пятый фактор – экономичность. Наиболее экономичны вариаторы, МКПП надо уметь пользоваться, у АКПП с гидротрансформатором все зависит от конструкции и программного обеспечения.

Основные тенденции таковы. Лучшая коробка передач в плане комфортности, несомненно, вариатор, но дорогой по стоимости, в обслуживании, с низким ресурсом узлов, деталей, на мощные двигатели не поставишь. Над ними еще работать и работать. Механика простая, дешевая, но для опытных водителей, она уходит в прошлое. Встретить ее можно лишь на автомобилях бюджетных марок, спортивных версиях моделей ведущих производителей. АКПП с гидротрансформатором будут следующими на выход, пока самый ходовой вариант, распространенный – тяжелые, дорогие, не эффективные, хотя блокировка спасает положение, но конструкционные возможности этой схемы практически исчерпаны. Роботы с одним сцеплением это тупиковая ветвь, им нужна плавная динамика, невысокие скорости, ровные дороги. Хотя сочетают в себе преимущества автомата и механики. Роботы с двойным сцеплением наиболее перспективное направление на сегодняшний день. Но нужно подождать еще немного. Во-первых, чтобы исправили все ошибки роста, а во-вторых, чтобы они широко стали устанавливаться на бюджетные модели. Пока что это удел премиальных брендов. Современные бюджетники стали получать этот тип коробки только несколько лет назад.

Как работает коробка передач в автомобиле

Устройство и принцип работы коробки передач

Коробки передач современных автомобилей

Коробка передач, или по-другому трансмиссия, передает силу вращения — так называемый вращательный момент — от двигателя автомобиля на колеса. При этом в зависимости от условий движения автомобиля она может передавать вращательный момент полностью либо частично.

Машина, идущая в гору, должна пользоваться более низкой передачей по сравнению с машиной, мчащейся по ровному скоростному шоссе. При более низкой передаче на колеса передается больший крутящий момент. А это требуется тогда, когда машина двигается медленно, потому что ей тяжело. Более высокие передачи подходят для более быстрого движения автомобиля.

Бывают коробки передач с ручным управлением, но бывают и автоматические. Чтобы сменить передачу в ручной трансмиссии, водитель вначале нажимает педаль сцепления (рисунок слева). При этом двигатель отсоединяется от коробки передач. Потом водитель переводит рычаг управления на другую передачу и отпускает педаль сцепления. Двигатель снова соединяется с коробкой передач и может вновь передавать свою энергию колесам. В автоматической коробке передач положение педали газа (акселератора) соотносится со скоростью движения автомобиля, и автоматически меняется передача, если это необходимо.

Ручное управление передачей

Приводимые рядом диаграммы показывают, как с помощью рычага управления можно перейти с одной передачи на другую. В зависимости от установленной передачи разные доли крутящего момента, проходя через коробку передач (красные линии со стрелками), попадают на колеса.Нейтральная передача. Энергия двигателя не передается колесам.

Коробки передач современных автомобилей

Нейтральная передача. Энергия двигателя не передается колесам.

Первая передача. Самая большая шестеренка ведущего вала соединяется со своей парой на ведомом валу. Машина движется медленно, но может преодолевать тяжелые участки пути.

Вторая передача. Вторая пара шестеренок работает вместе с механизмом сцепления. При этом скорость движения автомобиля обычно от 15 до 25 миль в час.

Третья передача. Работает третья пара шестеренок вместе с механизмом сцепления. Скорость автомобиля еще больше, а крутящий момент на колесах меньше.

Четвертая передача. Входной и выходной валы соединяются напрямую (прямая передача) — скорость движения автомобиля максимальная, а крутящий момент самый низкий.

Реверс.(5-я передача на картинке) При включении передачи заднего хода его ведущая шестерня’вращает выходной (ведущий) вал в противоположную сторону.

Работа акселератора

Коробки передач современных автомобилей

Число оборотов двигателя в минуту зависит от того, сколько топлива поступает из карбюратора в цилиндры. Движение топлива регулируется дроссельной заслонкой карбюратора, а работой заслонки управляют с помощью педали акселератора, которая находится на полу перед водителем.

Когда водитель нажимает ногой на педаль акселератора, дроссельная заслонка открывается и в двигатель поступает больше топлива. Если водитель отпускает педаль акселератора, заслонка прикрывается и количество поступающего топлива уменьшается. При этом уменьшаются и обороты двигателя и скорость автомобиля.

Автоматическая коробка передач

Коробки передач современных автомобилей

Когда применяется автоматическая трансмиссия, у водителя нет под ногой педали сцепления. Вместо нее преобразователь крутящего момента в паре с планетарной передачей (рисунок справа и снизу) автоматически отключают двигатель от ведущего вала, когда по условиям движения следует перейти на другую передачу.

А после того как передача сменилась, снова подключают ведущий вал. Стоит водителю поставить рычаг управления в рабочее положение, и механизм автоматической коробки передач сам выберет нужную передачу в соответствии с условиями движения автомобиля в данный момент.

Коробки передач современных автомобилей

Коробка переключения передач автомобиля – зачем она нужна

Коробка переключения передач автомобиля предназначена для изменения передаточного числа, проще говоря, чтобы при одних оборотах двигателя ведущие колеса автомобиля могли вращаться с разной скоростью. Коробки передач современных автомобилейДля чего это надо, если скорость автомобиля так же можно регулировать нажатием на педаль газа? Все дело в двух свойствах всех двигателей внутреннего сгорания – это малый диапазон рабочих частот и невысокая мощность агрегата. Действительно, стандартный двигатель внутреннего сгорания работает в диапазоне 800 – 6000 оборотов в минуту, а вот при движении транспортного средства диапазон сужается еще больше- от 1500 до 4000. Если поддерживать обороты менее полутора тысяч, то агрегат довольно быстро выйдет из строя, так как давление масла в системе будет недостаточным для смазки. При работе на больших оборотах же происходит активный износ деталей, что тоже приводит к выходу двигателя из строя.
Если же соединить двигатель с колесами напрямую, то машина даже не сможет тронуться с места- это второе свойство ДВС – слишком низкая мощность.Простой пример – попробуйте включить 4 передачу и тронуться с места, в большинстве случаев у Вас ничего не получится, так как во многих автомобилях 4 передача – прямая, то есть двигатель напрямую вращает ведущие колеса. Для этого и предназначена КПП – чтобы облегчить нагрузку на мотор, а так же позволить ему работать в узком диапазоне частот коленчатого вала. На первой или второй передаче машина обладает большой мощностью, но не может двигаться на большой скорости. Пониженные передачи предназначены для трогания автомобиля, подъема в гору, когда двигатель испытывает большую нагрузку, для перевозки тяжелых грузов. А вот на следующих передачах скорость будет больше, а тягловая мощность меньше, к примеру, въехать на крутой склон на 4 скорости очень трудно – двигатель может попросту заглохнуть.Помимо этого, коробка переключения передач автомобиля позволяет выбирать режим движения – вперед или назад. Некоторые неопытные автолюбители считают, что при движении назад, двигатель автомобиля вращается в обратную сторону, однако, это не так – коленчатый вал всегда вращается в одну сторону, движение задним ходом осуществляется лишь за счет дополнительной системы шестерней в КПП. Обычно, задний ход имеет одну передачу, однако, на некоторых старых моделях автомобилей существовал рычаг «реверса», то есть, при его переключении водитель имел либо 4 передачи вперед, либо 4 передачи назад. Нейтральное положение рычага коробки передач позволяет отсоединить двигатель от ведущих колес, фактически, КПП служит связующим звеном между двигателем и колесами. В автоматических трансмиссиях имеется и режим «парковка», который выполняет функцию «стояночного тормоза».Теперь Вы знаете, для чего предназначена коробка переключения передач автомобиля.Коробка переключения передач автомобиля

Автоматические коробки передач

Если вы любите комфорт, то выбирая между видами коробок передач лучше отдать свое предпочтение АКПП. Передаточное число коробки передач срабатывает сразу, как только набирается необходимая скорость при движении. При этом водитель не участвует в этом процессе, он просто наслаждается дорогой.

Устройство и принцип работы автоматики совершенствуется практически каждый год. Все уже привыкли к стандартной расшифровке аббревиатуры, которая говорит об отсутствии в автомобиле педали сцепления. Инженеры заводов производителей продолжают совершенствовать модели и создавать еще более комфортные условия для передвижения.

Коробка передач, принцип работы стандартного автоматического переключения требует к себе повышенного внимания. Ее нельзя перенапрягать, не желательна пробуксовка и буксировка тяжелых объектов. Назначение коробки передач в данном случае относится больше к удобству, нежели чем проходимости. Но все же, современные инженеры не стоят на месте, усовершенствовав ее возможности, и теперь такие автомобили не менее мощные, нежели механика. Передаточное число КПП в данном случае очень чувствительное и реагирует даже на самые незначительные изменения в скорости.

Функционирование МКПП

Каков принцип работы данного устройства? Он заключается в том, что момент силы силового агрегата изменяется ступенями, благодаря воздействию шестерен. Следует отметить, что в состав коробки (помимо шестерен) входит картер, входной/выходной/промежуточный валы, синхронизаторы, включая механизм, который обеспечивает переключения передач. Их общее взаимодействие на автомобиле гарантирует эффективное осуществление передачи момента силы.

Синхронизатор установлен между ведомым и ведущим валом. Схема данного механизма позволяет увидеть, что он состоит из следующих элементов: ступица, муфта, сухари, блокировочное и проволочное кольцо. Рабочий материал, из которого состоит синхронизатор – сталь, либо латунь, реже встречаются модели авто, где синхронизатор выполнен из карбона. Он способен выдерживать высокие температуры, гарантирует снижение уровня шума.

Первичный и вторичный вал КПП эффективно справляются с большими нагрузками. На первичный вал коробки передач приходится момент силы коленвала мотора.

В картере МКПП находится смазка, которая снижает трение металлических составляющих, тем самым увеличивая срок работы системы трансмиссии.

Двухвальная МКПП

В двухвальной коробке есть только два вала – ведущий и ведомый.

Предназначение всех элементов такое же, как и у трехвальной. Различие состоит в параллельном расположении валов, и передача создается одной парой шестерен (у трехвальной работают две пары). У двухвальной механической коробки передач нет прямой передачи. Шестерня главной передачи жестко крепится на ведомом валу, между остальными шестернями находятся синхронизаторы.

Как правило, у двухвальных коробок передач совмещены в одном корпусе непосредственно узел переключения передач, валы, блоки шестерен, синхронизаторы и дифференциал. Для уменьшения продольного размера в двухвальных коробках могут применяться несколько ведомых валов. В этом случае все вторичные валы (попеременно) своей шестерней главной передачи, вращают ведомую шестерню, которая в свою очередь приводит в действие дифференциал.

Для передачи «задний ход», так же как и в трехвальной коробке применяется дополнительный вал с промежуточной шестерней. Принцип действия тот же.

Для удерживания включенной передачи в МКПП (для всех видов) применяются фиксаторы, а для исключения включения сразу двух передач устройство блокировки.

Существенно отличается и механизм включения передачи в двухвальной коробке. Если в трехвальной переключение происходит выбором вилки рычагом переключения, то в двухвальной применяется шток переключения и рычаги выбора передачи. Сам процесс выглядит следующим образом – при повороте рычага переключения передачи в салоне авто, в действие приводится рычаг выбора передачи, далее следует продольное движение и привод в действие штока, который и толкает нужную вилку для блокировки шестерни на ведомом валу при помощи зубчатого венца муфты синхронизатора.

Синхронизатор коробки передач

Коробки передач современных автомобилей

Схема устройства синхронизатора: 1 – ступица; 2 – муфта; 3 – блокировочные кольца; 4 – сухари; 5 – проволочные кольца.

Как говорилось выше, синхронизатор КПП предназначен для бесшумного включения передачи путем выравнивания угловой скорости вала и шестерни. В устройство синхронизатора входит:

  • муфта
  • два блокировочных кольца
  • сухари
  • проволочные кольца

Ступица жестко крепится на ведомом валу. На ступице имеются пазы для сухарей и наружные зубья. На зубьях ступицы крепится муфта при помощи сухарей, которые находятся в канавках. Сухари прижимаются кольцами или подпружиненными шариками. Блокировочные кольца находятся по краям муфты и имеют снаружи зубья. На конической поверхности блокировочных колец наносятся продольные канавки или резьба для увеличения силы трения.

Коробки передач современных автомобилейРаботает синхронизатор так: включая передачу вилка, перемещает муфту в направлении нужной шестерни. Вместе с муфтой в сторону шестерни движется и блокировочное кольцо, благодаря усилию сухарей. Из-за разности угловых скоростей шестерни и вала на конической поверхности возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора. Зубья муфты и блокировочного кольца станут друг против друга, значит дальнейшее движение муфты, прекратится. После наступает момент выравнивания скоростей, а затем муфта свободно проходит через блокировочное кольцо и входит в соединение с внутренними зубцами включаемой шестерни, блокируя ее вместе с ведомым валом. Все – передача включена! Синхронизатор может включить поочередно две шестерни ведомого вала.

История механики

Появлению механической коробки передач мы обязаны женщине. Да-да, вы не ослышались и этой женщиной была никто иная, как супруга Карла Бенца Берта Бенц. Именно она, после завершения своего знаменитого «турне» на автомобиле «Motorwagen», высказала мужу свое недовольство по поводу того, что тяги двигателя не хватало, чтобы преодолеть даже небольшой пригорок. Это произошло 5 августа 1888 года. Не отважившись спорить с женщиной, Карл Бенц в 1893 году выпускает автомобиль «Benz Velo», на котором крутящий момент от двигателя к колесам передавала 2-ступенчатая планетарная механическая коробка передач.

Коробки передач современных автомобилей

Берта Бенц — супруга Карла Бенца, первый автомобиль Бенца «Motorwagen» и знаменитое турне из Мангейма в Пфорцгейм и обратно, которое совершила Берта Бенц в 1888 году.

Дальше ручная трансмиссия или МТ (механическая трансмиссия) эволюционировала только за счет увеличения количества передач и процесс этот был довольно быстрым. Первые двухступенчатые коробки с задней передачей ставились еще на самые первые серийные автомобили марки Ford уже в самом начале 20 века. Трехступенчатые коробки также не заставили себя долго ждать и появились уже в 1910 году. Они применялись на европейских автомобилях, а в последствии и на американских. Трехступенчатые МКПП имели большое распространение вплоть до начала 1960-х годов.

Далее в свет выходят четырехступенчатые коробки, которые, кстати, появились очень давно, но в силу того, что первые образцы были без синхронизаторов, они не пользовались популярностью. Когда же в 1960-х годах 4-ступенчатая коробка передач обзавелась синхронизаторами, тогда она и получила свое широкое применение. В США «четырехступки» еще долго использовались только на спортивных автомобилях, а в Европе сразу стали устанавливаться практически везде.

Первая 5-ступенчатая коробка появилась тоже в 1960-х, но массовое применение она получила только через 20 лет. В таких коробках было четыре основных передних передачи, а пятая, повышающая была встроена в саму коробку. До этого повышающая передача (она же «овердрайв») представляла из себя отдельный агрегат.

В 1990-х появляются шестиступенчатые МКПП. Они тоже имели четыре основные скорости, но повышающих у них уже было две. Еще через 10 лет появляется 7-ступенчатая «коробка», которая обладает пятью базовыми и двумя повышающими передачами.

Коробки передач современных автомобилей

Механические семиступенчатые коробки передач устанавливались на спортивные автомобили Porsche 911 и Chevrolet Corvette Stingray, с целью более эффективного использования крутящего момента мощного двигателя.

На этом развитие МКПП пока что закончилось — конструкторская мысль ушла в развитие автоматических коробок передач. На данный момент потомками «механики» являются роботизированные коробки передач. Они имеют такое же устройство и технические характеристики, что и МТ, но переключают скорости и управляют сцеплением самостоятельно.

Пик развития роботы

На помощь в нелегком деле совершенствования конструкции механической коробки передач пришла электроника. С ее помощью реализовали управление переключением передач без участия водителя. Такие КПП называют роботизированными. Оставаясь конструктивно механическими, и имея в своем устройстве такую часть, как фрикционное сцепление, процесс выжима и переключения они берут на себя.

Такое устройство позволяет сохранить относительную простоту самой коробки и приблизиться к комфорту управления автоматических трансмиссий. Но избавившись от ряда недостатков МКПП, новые агрегаты приобрели собственные, присущие только им.

Поскольку механизм сцепления никуда не делся, возникла проблема: при трогании на подъеме машина откатывается назад. Связано это с тем, что при размыкании ведомого и ведущего дисков автомобиль ничто не удерживает — водитель в этот момент переносит ногу с педали тормоза на акселератор. Решают возникшее затруднение двумя путями — внося коррективы в алгоритм управления, заставляя автомобиль сбрасывать давление в тормозной системе с задержкой, или вводя в конструкцию второе сцепление. Тогда при переключении одно из них остается замкнутым.

Особенности эксплуатации автомобиля с МКПП

Следует отметить основные преимущества работы МКПП:

  • позволяет добиться максимальной скорости;
  • позволяет изменять передаточное отношение скорости вращения от силового агрегата на авто к установленным колесам;
  • осуществляется быстрый разгон;
  • обеспечивается максимально большой крутящий момент;
  • приемлемый расход горючего;
  • представляется возможным переключаться на режим заднего хода;
  • старт авто можно осуществлять с наката.

Чтобы ресурс данного варианта трансмиссии не истек преждевременно, устройство МКПП нужно своевременно обслуживать. В частности, следует своевременно менять масло, в которое постоянно попадает грязь и иные инородные частицы. Также, водитель должен придерживаться определенных правил эксплуатации транспортного средства. Например, нажимать педаль сцепления, когда машина на уклоне. Этого нельзя делать с механической коробкой передач. Из-за этого нанесется урон автомобильной системе.

Переключаться между передачами и оставлять ногу на выжатой педали сцепления также не рекомендуется.
При сравнении с автоматом, ремонт механических КПП автомобилисту обойдутся дешевле. Запчасти МКПП хорошо распространены на автомобильном рынке, проблем с их поиском и покупкой у автомобилиста не возникнет.

Принцип переключения передач

У МКПП между шестернями вторичного вала располагаются муфты включения передач. В зависимости от числа муфт коробки делятся на несколько типов – двухходовые, трехходовые, четырехходовые и так далее. Например, трехходовые МКПП имеют три муфты включения, каждая из которых может блокировать по две шестерни на каждом валу. Отсюда следует, что у трехходовой МКПП может быть 4 или 5 передач переднего хода. Четырехходовые могут иметь уже 6, 7 или 8 передач. Идем дальше.

На шестернях вторичного вала имеются зубчатые венцы. Они соединяются с задними торцами ведущего вала, а ответные венцы находятся на муфтах включения. Когда вы переключаете скорости, передвигая рычаг переключения передач, то за счет специального привода через ползуны приходят в движение вилки переключения передач, которые и перемещают вышеуказанные муфты. В МКПП есть специальный блокирующий механизм, который не допускает включения нескольких передач сразу.

Когда включающая муфта подходит к необходимой шестерни, их венцы соединяются и муфта блокирует шестерню передачи. Тогда они начинают совместное вращение, и таким образом крутящий момент направляется к колесам.

Анимированная схема переключения 4-ступенчатой коробки передач. Первый шток включает первую и вторую передачи, второй шток — третью и четвертую, а третий шток для задней передачи.

Чтобы переключения передач проходили без ударов и толчков, в МКПП предусмотрены синхронизаторы. Они выравнивают скорости вращения шестерни и муфты и не дают муфте произвести свою работу, пока указанные скорости не сравняются.

Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля

Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля

Составными данной трансмиссии (ее еще называют классической) являются:

• Сцепление;
• Коробка переменных передач;
• Карданная передача;
• Главная передача;
• Дифференциал;
• Полуоси.

Как видно, в состав узлов заднеприводной трансмиссии входит карданная передача, которая является промежуточным узлом между выходным валом коробки передач и задним мостом, и служит для передачи крутящего момента, вне зависимости от угла между осями вала коробки передач и главной передачи.

Переднеприводные машины в карданной передаче не нуждаются, т. к. у них все узлы и агрегаты трансмиссии объединены в один общий узел агрегатов под капотом автомобиля. Благодаря тому, что в корпусе коробки передач находится дифференциал с главной передачей, из самого картера КПП выходят валы привода передних ведущих колес.

Схема трансмиссии полноприводного автомобиля

Коробки передач современных автомобилейСхема трансмиссии полноприводного автомобиля

Схемы трансмиссий машин с полным приводом пестрят большим разнообразием и условно разделяются на три группы:

  • Постоянный полный привод. Обязательный атрибут автомобилей с такой схемой трансмиссии – межосевой дифференциал.Автомобильная трансмиссия с передачей мощности на все четыре колеса является эффективной как при создании автомобилей с повышенной проходимостью, так и при улучшении разгона машины. Достижение обоих эффектов возможно, благодаря распределению силы тяги – уменьшение тяги на каждом колесе исключает вероятность пробуксовки.
  • Полный привод, подключаемый вручную, который предусматривает наличие раздаточной коробки, но межосевой дифференциал в большинстве моделей отсутствует. Вся ответственность по распределению крутящего момента между задней и передней осями автомобиля в этой схеме возложена на “раздатку”.
  • Автоматически подключаемый полный привод присущ автомобилям с передними ведущими колесами, а функции дифференциала выполняет вискомуфта либо фрикционная муфта с электронным управлением. Что касаетсявискомуфты (вязкостной муфты), передача крутящего момента с ее помощью осуществляется, за счет трения кремнийорганической жидкости между дисками, заключенными в корпусе. Данную муфту могут также, использовать для автоматической блокировки дифференциала, установив ее между осями или встроив непосредственно в корпус дифференциала. При использовании же фрикционных муфт передача крутящего момента осуществляется за счет сжатия пакета дисков и возникающего, вследствие этого, трения.

Вариаторная коробка передач

Коробки передач современных автомобилей

Принцип работы коробки передач на вариаторе практически ничем не отличается от автомата. Его механизм состоит из ремня, который держит два вала. Плюсом данной разновидности является то, что сигнал об изменении динамики движения подается компьютером и механизм реагирует на это. Эксплуатация этого автомобиля подразумевает под собой размеренное передвижение, без напряжения на работу всей системы. Коробка передач вариаторного типа делает очень плавные переключения, которые абсолютно не заметны в салоне. Водитель перестает ощущать подергивания и рывки, так как система скоростей держит все под контролем.

Техническое обслуживание коробки передач на вариаторе стоит в разы дороже, по сравнению с другими видами. Информация, передаваемая с компьютера, требует много энергии и поэтому идет больший расход топлива и масла. Вариаторная коробка передач устройство свое бережет и не любит пробуксовок, высоких оборотов и постоянных нагрузок на автомобиль.

Предназначение коробки передач

Почему у автопроизводителей возникла необходимость во внедрении коробки переключения передач? Потому, что любой двигатель внутреннего сгорания любого автомобиля способен работать только в каком-то ограниченном, и довольно небольшом, диапазоне оборотов. А частота обращения колёс – от трогания с места до езды на больших скоростях – происходит в гораздо более обширном диапазоне. И не представляется возможным выбрать какое-то одно универсальное передаточное число, которое бы обеспечило весь этот диапазон, с одновременным разумным использованием диапазона оборотов двигателя.

Для трогания с места и поступательного разгона автомобиля, а также при его движении по бездорожью,требуется затратить более значительную работу в физическом смысле, то есть подать на его колёса большую мощность. То есть, при небольшой скорости нужны высокие обороты двигателя.

Коробки передач современных автомобилей

Наоборот, при равномерном движении разогнавшегося автомобиля по ровной дороге его скорость высока, а большой мощности и высоких оборотов двигателя уже не требуется – чтобы поддерживать нужную скорость, достаточно и малой мощности, и низких оборотов. При повышении скорости растёт и аэродинамическое сопротивление движению двигателя, что требует высоких оборотов и более значительных затрат мощности. То же самое – при движении в гору, требуется увеличить силу тяги.

Отсюда возникает необходимость в передаче вращения с двигателя на колёса с определённым передаточным числом, которое можно было бы изменять в зависимости от условий езды. В этом один из пионеров мирового автопрома – немецкий инженер Карл Бенц убедился в первой же длительной (на 80 км) поездке на автомашине собственной конструкции.

Механические коробки передач

Самой первой и распространенной моделью стала механическая коробка передач автомобиля. Ее принцип работы очень прост, водитель сам дает сигнал о том, что нужно перейти на другую скорость, с помощью рычага и педали сцепления. Техническое обслуживание коробки передач на механическом режиме стоит гораздо дешевле остальных. Также стоит отметить и то, что такой способ передвижения гораздо экономичнее остальных, ведь машина не расходует большое количества масла и бензина. Человек сам контролирует уровень оборотов двигателя на спидометре.

Различать механическую КПП автомобиля привыкли по количеству валов. Самыми распространенными сейчас стали трехваловые модели в машине. Это значит, что схема механизма выглядит следующим образом: один вал устроен так, что непосредственно связан с двигателем, другой реагирует на передаточные числа КПП, а третий соединяется с корданной передачей. Если вам в жизни приходится часто ездить по труднодоступным местам, буксовать или буксировать на жесткой сцепке, то лучше выбрать этот вариант коробки, так как он более надежен в данном случае.

Роботизированная коробка

Коробки передач современных автомобилейСхема роботизированной коробки передач

Если вам нужна коробка передач с умным механизмом, то это как раз то, что подойдет. Зачем покупать отдельно механику или автомат, если можно получить все в одном автомобиле? Зная, как работает робот, у вас больше не останется подобных вопросов. Данный тип коробки передач включил в себя и комфорт и выносливость. Другими словами, владелец автомобиля рычагом будет подсказывать машине, что необходимо переключить скорость, а работу педали сцепления системы выполняет сама.

Работа коробки передач важна не меньше двигателя. Берите только тот автомобиль, строение которого вам полностью подходит. Прежде чем приобретать какую-либо модель авто внимательно проанализируйте свои потребности и отталкиваясь от них реализуйте свою мечту.

http://autoforeach.ru/korobki-peredach-sovremennyih-avtomobiley.html
Источник http://proautomarki.ru/korobka-peredac/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: