Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Invaworld

Есть много способов сделать ваши возможности безграничными!

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

    27.07.2018
  • Реабилитация

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Обычному человеку машина нужна для решения простых бытовых задач, а вот для инвалида это просто насущная необходимость. Люди, лишенные свободы передвижения, могут реализовать ее только на колесах. К сожалению, в нашей стране не производят специализированные автомобили для людей с ограниченными возможностями. Единственный выход – установить ручное управление на автомобиль. Сегодня Invaworld.ru займется этим вопросом. Мы рассмотрим технические и правовые аспекты такой переделки.

Варианты переоборудования

Ручное управление на автомобиль имеет несколько разновидностей:

Для одной руки

Это устройство предназначено для управления авто с помощью одной руки, если функциональность второй нарушена. Главная проблема в этом случае – переключение скоростного режима. Для управления нога фиксируется ремнем для передвижения рычага при переключении скоростей, а вспомогательные рычаги управления устанавливаются на приборную панель или водительский руль.

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Для обоих рук

Эта система позволяет управлять автомобилем руками, не используя ноги. Педали тормоза управляются через специализированный кронштейн. Все тяги и рычаги соединяются шарнирами и если двигать рычаг вперед – машина тормозит, назад – двигается. Если не трогать рычаг, он занимает нейтральную позицию.

Ручное управление на автомобиль: за и против

Трудно говорить о каких-то недостатках системы, если есть одно неоспоримое достоинство – возможность передвигаться. Обсуждать стоит только технические недоработки тех или иных систем.

Среди аргументов «за» ручное управление следует отметить:

  • удобство управления;
  • безопасность вождения за счет быстроты реакции;
  • простоту в монтаже;
  • возможность пользования авто не только для инвалида, но и для здорового человека.

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Что в минусе? На самом деле поставить систему на отечественном авто не сложно, а вот иномарки «капризничают». Кроме того, визуально вся конструкция выглядит, мягко говоря, не эстетично.

Нюансы установки ручного управления на автомобиль

Имейте в виду: нельзя отдавать авто в переделку прежде чем будет оформлено соответствующее разрешение от ГИБДД на переоснащение. Без него нельзя вносить серьезные конструктивные преобразования, а ручное управление как раз подходит под это понятие. Только с таким разрешением вас примет специализированный автосалон по установке подобного оборудования. Не поленитесь проверить его лицензию, это будет гарантией качества и отсутствия проблем с ДПС.

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Как выбрать модель авто для ручного управления

Самым оптимальным вариантом переделки считается апгрейд авто с автоматической коробкой передач, при котором одна нога не участвует в управлении.

Есть ряд авто, которые трудно адаптировать под нужды инвалида, но хороший мастер справится с любой задачей. Основные затруднения возникают с машинами с низкой приборной панелью. В тесном пространстве непросто установить нужные кронштейны и рычаги, не ограничивая место для посадки водителя.

Еще один неприятный момент в том, что установка системы рычагов негативно сказывается на состоянии кузова. Места креплений подвержены деформации и изломам.

Учитывая эти сложности особенно важно доверить установку системы профессионалам, которые гарантируют удобство пользования и сохранность авто.

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

На какие авто ручное управление ставится без проблем:

  • отечественные: модели ВАЗ 21 -103,110,15, 14, 13, 09, 099, 083, 074, Ларгус, Калина, Гранта, Приора, Нива, Ока;
  • импортные: Ниссан, Хундай, Киа, Дэу, Тойота.

Модели Опеля, Форда, Фольксвагена, Мерседеса и Ауди – не самые удобные для этой цели. Но нужно отметить, что импортный автопром оснащает свои машины вакуумной тормозной системой, которая легко управляется в ручном режиме.

Как оформить ручное управление на автомобиль в ГАИ

Первый этап – получение заключения. Для него потребует предоставить ПТС, регистрационное свидетельство и паспорт владельца авто. Заявление напишите на месте. После того, как эксперт ГИБДД даст добро на переделку, вы можете отдать его фирме, которая будет устанавливать устройство.

После монтажа системы установщик обязан предоставить вам сертификат на проведение работ, декларацию о внесенных изменениях, заказ-наряд и акт приемки готовой конструкции, который вы подписываете, если работа вас устроила. Помимо перечисленных документов, требуется оформить диагностическую карту техосмотра – это тоже обычно делает в фирме-установщике.

Ручное управление на автомобиль: нюансы установки и оформления

Последний этап – повторное обращение в ГИБДД для подтверждения реконструкции авто. От вас снова потребуют паспорт, все документы, предоставленные установщиком, техосмотр, ПТС. Потребуется еще оплатить госпошлину по квитанции.

Ручное управление на автомобиль: нет ничего невозможного

Что получается в сухом остатке: ручное управление имеет несколько разновидностей, которые позволяют людям с разными аномалиями в состоянии здоровья управлять автомобилем. Перед началом переделки необходимо согласовать ее с ГИБДД. Реконструкцию лучше доверить сертифицированной фирме, которая может гарантировать качество работ и предоставить все необходимые документы для узаконивания апгрейда.

Если вы уже ставили ручное управление на свой автомобиль – напишите свои впечатления в комментариях, это будет интересно очень многим нашим читателям!

Как работает сцепление в автомобиле?

Сцепление — это механизм, соединяющий трансмиссию автомобиля с его двигателем. Принцип работы сцепления в механической коробке передач не сложен, но в автоматических коробках этот узел работает в автономном режиме, без участия водителя.

диск сцепления с корзиной

Зачем нужно сцепление?

Все виды двигателей внутреннего сгорания выдают крутящий момент в ограниченном диапазоне оборотов. Чтобы менять скорость вращения ведущих колес, ДВС должен дополнительно оборудоваться трансмиссией. Она позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, изменяя при этом скорость вращения за счет переключения передач.

Но переключение передачи – технически сложный процесс, поскольку для этого требуется временное прекращения подачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию. Но тогда, чтобы плавно переключить скорость, потребуется выключать двигатель. Назначение сцепления – прерывание сообщения между коробкой передач и двигателем при его работе. То есть, этот узел прекращает передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач при непрерывно работающем моторе.

Конструкция и принцип работы сцепления

Основная часть сцепления — это диск, который с обеих сторон покрыт фрикционным материалом с повышенным коэффициентом трения. Его устанавливают на маховике, и когда на диск действует внешнее усилие, он вращается вместе с маховиком.

фрикционный материал на диске сцепления

К диску сцепления подключается ведущий вал трансмиссии, через который на коробку передач передается крутящий момент. Привод сцепления, состоящий из корзины, нажимного диска и кожуха, и создает это прижимное внешнее усилие. При этом кожух, с которым монтируется корзина сцепления, должен быть прочно прикреплен к маховику, прижимая к диску сцепления нажимной диск. В этом положении крутящий момент от двигателя полностью передается на коробку передач.

Чтобы разомкнуть механизм сцепления или, как его еще называют муфту сцепления, и прекратить подачу крутящего момента на трансмиссию, применяется специальная диафрагменная пружина. Ее контур всегда остается неподвижным, а лепестки в середине подпуржинены. Она расположена между нажимным диском и кожухом. Если на внутреннюю часть пружины нажать, то она отведет ведомый диск сцепления от основного диска. Соответственно, подача крутящего момента приостановится. Этот процесс происходит при нажатии водителем педали сцепления. В момент, когда механическая схема сцепления разомкнута, можно переключать передачу. После того как переключение состоялось, педаль отпускается, работа сцепления возобновляется и крутящий момент снова передается на трансмиссию.

корзина сцепления с демпферными пружинами

В диске сцепления расположено несколько демпферных пружин, предназначенных для выравнивания колебаний и порождаемых ими вибраций, источником которых является работающий двигатель. При этом устройство ведомого диска сцепления таково, что его ступица не жестко крепится на основном диске. То есть крутящий момент передается на диск сцепления, потом на пружины и только после этого на ступицу ведомого диска. Таким образом практически полностью гасятся крутящие колебания, создаваемые двигателем, обеспечивая большую плавность хода.

При нажатии на педаль сцепления усилие передается через главный и рабочий цилиндр, после чего специальная вилка рассоединяет диск и маховик. Главный и рабочий цилиндр сцепления состоят из корпуса, в котором размещаются толкатель и поршень, они заполнены жидкостью, которая по своим свойствам напоминает тормозную. При нажатии педали жидкость под давлением поступает в главный цилиндр, который передает давление в рабочий, где производится воздействие на вилку, разводящую муфту. После отпускания педали, жидкость через клапан опять возвращается в главный цилиндр, и диск соединяется с маховиком. Такая система позволяет уменьшить усилие, прикладываемое к педали за счет разности объема цилиндров.

Правильная работа со сцеплением

Подача команд на подведение и разведения диска сцепления и маховика подается водителем путем нажатия на соответствующую педаль, которая находится под левой ногой. Принцип работы педали сцепления состоит в том, что через систему механических приводов она отводит диск от маховика. При ее отпускании диск опять соприкасается с маховиком, передавая крутящий момент на трансмиссию.

К первичному валу трансмиссии присоединяется сложный механический агрегат – коробка передач. Она тоже не может работать без сцепления, поскольку делать переключения без ее временного отключения от двигателя очень сложно, а для новичков данная задача вообще неразрешима.

водитель нажимает на сцепление в авто

Крутящий момент передается на шестерни первичного вала, который при нажатии на педаль сцепления останавливается. В нейтральном положении коробки передач это не имеет значения, поскольку даже при двигающемся первичном валу он не входит в зацепление со вторичным валом.

Для передачи крутящего момента на вторичный вал водитель выжимает сцепление, чтобы первичный вал остановился. Затем он рычагом включает нужную передачу, соединяя шестерни валов, после отпускания педали крутящий момент передается с первичного вала на вторичный.

При управлении автомобилем требуется знать некоторые моменты, которые позволят избежать распространенных ошибок:

  1. Устройство и работа сцепления при нажатии на педаль приводят к тому, что крутящий момент перестает передаваться на ведущие колеса и автомобиль, проехав некоторое время по инерции остановится, а двигатель будет работать и никогда не заглохнет.
  2. Если в коробке передач включена нейтральная передача, автомобиль не будет двигаться, двигатель при этом тоже не заглохнет.

Педаль сцепления имеет три условных положения, в которых и происходят основные фазы работы системы:

  • верхнее положение при не нажатой педали;
  • среднее или рабочее положение. На разных автомобилях это положение может находиться выше или ниже от пола, поэтому при пересадке на новый автомобиль его нужно найти;
  • нижнее положение при полностью выжатой педали.

5

Именно в среднем положении происходит соприкосновение диска с маховиком, во избежание излишнего износа деталей, соединять их нужно очень плавно. Главная ошибка новичков, знающих, что сцепление нужно отпускать постепенно: после достижения зацепления диска и маховика они резко бросают педаль, машина несколько раз дергается и глохнет.

Чтобы правильно тронуться, нужно выжать педаль сцепления, включить первую передачу, быстро отпустить педаль до среднего положения и в нем педаль задерживается приблизительно на три секунды. После того как машина проехала около одного метра, педаль полностью отпускается.

При переходе на повышенную передачу сцепление нужно отпускать быстро, причем, чем передача выше, тем быстрее отпускается педаль. Все эти навыки достигаются постепенно в результате многократных тренировок.

Видео:Как работает сцепление?

Начало движения автомобиля на подъеме

Многие водители-новички испытывают серьезные трудности при старте автомобиля на подъеме. Но, зная принцип работы сцепления механической коробки и последовательность действий, они будут делать это намного увереннее. Данную последовательность действий можно использовать, когда в машине плохо работает ручной тормоз:

  • изначально выжимаются педали сцепления и тормоза при работающем на холостых оборотах двигателе;
  • педаль сцепления медленно и плавно отпускается до тех пор, пока не почувствуется зацеп диска сцепления и трансмиссии, в этот момент автомобиль начинает подрагивать;
  • снимается нога с педали тормоза, при этом автомобиль не покатится назад, поскольку сцепление действует, как тормоз;
  • нажимается педаль газа, и автомобиль начинает катиться вперед.

педали управления в машине

Почему частично отпущенное сцепление заменяется собой педаль тормоза? Данный эффект – результат уловленного силового баланса между силой гравитационного притяжения и статической силы трения колес. Их неподвижность обеспечивается балансом силы двигателя, который толкает автомобили вперед и той же силой трения покоя. Но такая работа со сцеплением при остановках повышает износ фрикционного материала диска сцепления.

Заключение

Устройство муфты сцепления и системы переключения передач в любом автомобиле сложное, несмотря на простоту работы. Поэтому, чтобы избежать поломок, нужно знать принципы их правильной эксплуатации. В этом случае узел прослужит долго, позволяя избежать дорогостоящего ремонта, который потребует специальных навыков и оборудования.

Источник http://invaworld.ru/ruchnoe-upravlenie-na-avtomobil/
Источник http://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/kak-rabotaet-stseplenie-v-avtomobile/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: