Содержание
Схема, характеристики и расшифровка МКПП
Если у вас есть права, то с большой долей вероятности вы сталкивались с понятием МКПП и знаете, как оно расшифровывается. Если же вы только планируете получить заветное удостоверение, то эта статья – для вас. Из нее вы узнаете расшифровку МКПП, принцип работы «механики». Ознакомитесь с некоторыми хитростями, которые помогут упростить жизнь начинающему водителю.
Расшифровка МКПП
Так как же расшифровывается аббревиатура МКПП? Это механическая коробка переключения передач. Наверняка вы встречались с ней во время поездок в личном или общественном транспорте. В отличие от АКПП, передачи в автомобиле с таким управлением переключаются вручную. Механическая коробка по своему принципу очень проста, детали для нее значительно дешевле, чем «автоматизированные» аналоги. Поэтому и стоимость на автомобили с механической КПП гораздо ниже. В основном на дорогах можно встретить транспортные средства именно с этим типом коробки. Механическая трансмиссия имеет свои особенности: во время движения водителю приходиться иметь дело с педалью сцепления МКПП и часто переключать передачи. С одной стороны, для новичков это может показаться довольно трудной задачей. Но есть у ручного управления и ряд несомненных плюсов – это самостоятельный выбор режима вождения. АКПП вряд ли даст вам резко вдавить педаль газа в пол и обогнать впереди едущий грузовик. А если такой маневр вам все же удастся, для машины он бесследно не пройдет. С ручным переключением вы вправе сами выбирать нужную вам передачу, главное не ошибиться, и принять правильное решение.
История появления МКПП
Для более полного понимания расшифровки МКПП и принципов ее работы стоит обратиться к истории появления этого механизма. Изначально на первых автомобилях не было никаких зубчатых передач, как в современных трансмиссиях. Передача крутящего момента передавалась с помощью цепи. Появлению же механической коробки мы можем быть благодарны супругам Бенц. Берта, жена Карла Бенца, после своего турне на новом автомобиле, пожаловалась мужу на слишком маленькую тягу двигателя. Владелец автомобильной марки решил исправить ситуацию и уже в 1893 году в продажу поступил автомобиль, на котором крутящий момент передавался с помощью двухступенчатой коробки передач.
Уже вскоре механическая коробка превратилась в трансмиссию с тремя передачами, и их количество стало довольно быстро расти. К 1960 году в обороте были КПП с пятью ступенями. Сейчас в автомобилях можно встретить пяти- и шести-ступенчатые коробки передач. Можно встретить и семи-ступенчатую МКПП, но только на спортивных автомобилях. В остальном же развитие «механики», по всей видимости, достигло своего апогея. Сейчас вся сила конструкторской мысли уходит на разработку автоматических трансмиссий, которые улучшаются с каждым годом.
Как устроена коробка передач?
Схема МКПП представляет собой внутренние детали: валы и шестерни, и внешние рычаги управления: коробка переключения передач и сцепление. Механическая трансмиссия бывает либо с двумя валами, либо с тремя. Сам вал – это деталь, которая отвечает за передачу крутящего момента колесам. В любой коробке переключения передач оси валов располагаются параллельно, и на них базируются шестерни. Трехвальными МКПП комплектуются в основном машины классического типа: например, разные модели ВАЗ. Такие коробки состоят из:
- Первичного (ведущего) вала – соединяется со сцеплением;
- Вторичного (промежуточного) –вращение на него передается с первого вала;
- Третьего (ведомого).
Но на большинство современных автомобилей устанавливается МКПП с двумя валами. В них крутящий момент передается с первичного вала на вторичный с помощью шестерен. Первый вал при этом соединен с двигателем, а второй передает крутящий момент на колесах. Двухвальные КПП имеют меньшие габариты и вес. Такой тип устройства имеет большее КПД и позволяет развивать более высокую мощность при тех же энергозатратах.
Принцип работы
Принцип работы механической коробки передач состоит в соединение первого и второго вала с помощью шестеренок. Эти детали разного диаметра позволяют регулировать количество оборотов колес. Проще говоря, редуктор изменяет количество оборотов, в результате чего усиливает или уменьшает скорость ведущих колес.
Если же объяснять более сложным языком, то во время переключения передачи с помощью привода приводятся в движение муфты, которые располагаются между шестернями вторичного вала. Они то и подходят к необходимой шестерне, чтобы затем соединить свои венцы и начать совместное вращение. Включить одновременно несколько передач невозможно, так как внутри редуктора есть специальный механизм, блокирующий одновременное присоединение нескольких муфт.
Переключение передач МКПП
Для эффективного управления автомобилем мало знать расшифровку МКПП, нужно понимать, как же переключаются передачи. Ведь от того, насколько хорошо вы изучите этот вопрос, будет зависеть и срок эксплуатации машины. Коробка передач – одна из самых часто выходящих из строя деталей. Переключение МКПП осуществляется с помощью рычага, который располагается по правую руку водителя в центре салона. Он находится либо на крыше коробки, либо соединяется с ней через специальный удлинитель. Второй тип рычага является наиболее предпочтительным, так как не передает вибрацию от двигателя и располагается в удобном для водителя положении.
Для того, чтобы эффективно и долго управлять автомобилем, необходимо понимать основные принципы переключения передач:
- Включать передачу можно только после того, как педаль сцепления будет полностью выжата. Очень важно до конца нажимать на нее, в ином случае сцепление очень быстро износится и его будет необходимо заменить.
- Переводить рычаг из одного положения в другое нужно плавно, без резких движений. В процессе вы почувствуете небольшое сопротивление, ведь в этот момент под капотом вашего автомобиля происходят сложные соединения разных деталей в редукторе. Если переключение с передачи на передачу будет идти с трудом, или в процессе вы услышите скрежет, то выжмите сцепление и включите нейтральную передачу – скорее всего вы либо недостаточно нажали на левую педаль, либо в вашей машине есть какие-то неполадки.
Характеристики механической трансмиссии
Правильное переключение передач дает ряд неоспоримых преимуществ: мощность и КПД автомобиля повышается, расход топлива снижается, а детали остаются в целости и сохранности. Умение подбирать правильную передачу для конкретной ситуации может заметно облегчить жизнь. Например, если вы едете в гору, ни в коем случае не стоит включать третью и, тем более, четвертую передачу. Скорее всего, автомобиль заглохнет где-нибудь на середине пути. А вот на первой или второй скорости вы без труда преодолеете подъем.
Уровень масла в трансмиссии
Многих водителей интересует уровень масла в МКПП – ведь именно оно отвечает за смазку деталей и их долговечность. Проверять этот показатель нужно каждые 10 тысяч километров. Сделать это можно либо в автомастерской, либо самостоятельно. Заехав на эстакаду или смотровую яму, необходимо осмотреть картер КПП. Для проверки уровня жидкости возьмите короткую палку или прут и посмотрите, достаточно ли масла в заливном отверстии. Если жидкость опустилась ниже его кромки, возьмите шприц для заливки и долейте трансмиссионное масло для нужной риски.
Преимущества и недостатки «механики»
- «Механика» — это дешевая и долговечная деталь, которая прослужит в машине не один десяток лет.
- Простота эксплуатации — в механической коробке очень сложно что-то сломать. Характеристики МКПП таковы,что нанести катастрофический урон детали вам вряд ли удастся.
- Расход топлива в МКПП примерно на 15% меньше, чем в «автомате».
- Ручное управление более эффективно: двигатель быстрее набирает обороты, а, значит, и обогнать впереди едущий автомобиль можно куда оперативнее.
- Возможность запуска автомобиля «с толчка».
- Маленький вес и размеры.
Минусы механической трансмиссии:
- Сложность эксплуатации для начинающих водителей. К использованию педали сцепления и множества скоростей еще нужно привыкнуть, и не у всех получается это сделать.
- В городском режиме АКПП зачастую оказывается более экономичной и удобной: водителю не нужно по сто раз включать и выключать передачи в пробке или на светофорах.
- Неправильный выбор передачи может негативно сказаться на сроке эксплуатации автомобиля.
Итоги
Расшифровка аббревиатуры МКПП далеко не самое сложное из того, с чем придется столкнуться будущему водителю. Но доскональное понимание принципов работы трансмиссии поможет быстрее освоиться за рулем новичку. Кроме того, это способно уберечь от ряда негативных последствий, к которым обычно приводит неумение обращаться с МКПП: поломка сцепления и выход из строя других деталей автомобиля.
Мкпп и акпп что такое
Автоматическая Коробка Передач АКПП — принцип работы, устройство и эксплуатация
В последнее время все больше автотранспортных средств оборудуются автоматической трансмиссией. Она более легкая и удобная в использовании и идеально подходит для новичков и движению в городе с пробками и регулярными остановками.
Что такое АКПП и ее виды
Автоматическая коробка переключения передач — один из видов трансмиссии, при которой без вмешательства водителя выставляется необходимое передаточное число, подобранное под режим движения и другие факторы.
С технической точки зрения автоматической КПП считается только планетарная часть узла, напрямую связанная с переключением передач, и совместно с гидравлическим трансформатором образовывает единый автоматический агрегат.
К автоматическим коробкам передач принято относить классическую с гидротрансформатором, роботизированную КПП и вариатор.
Классическая автоматическая коробка передач
Гидротрансформаторная КПП является популярной и классической моделью трансмиссии, устанавливаемой на большинстве сходящих с конвейера в настоящее время автомобилях.
Читайте также: VIN номер автомобиля: зачем нужен и как его расшифровать
Коробка автомат состоит из планетарного редуктора передач, управляющей системы и гидравлического трансформатора, который и дал ей название — гидротрансформаторная КПП. Устанавливается как на легковых автомобилях, так и на грузовых транспортных средствах.
Роботизированная КПП
Коробка робот является своеобразной альтернативой механической КПП, только переключение скоростей происходит автоматизировано посредством электрических механизмов, приводящихся в действие электронным блоком.
Единственным сходством роботизированной КПП с классической автоматической коробкой является наличие сцепления в самом корпусе коробки.
Вариатор
Вариатор — устройство плавной бесступенчатой передачи крутящего момента на колеса.
Обеспечивает уменьшение расхода топлива и улучшает динамические показатели, щадящее состояние работы двигателя автотранспорта по сравнению с АКПП или МКПП.
Вариаторы бывают ременные, цепные и тороидальные. Из вариаторов наиболее распространен с клиновидным ремнем.
Принцип работы АКПП
На автотранспорт устанавливается несколько видов автоматических КПП со своими характерными особенностями.
Упрощенно механизм работы классической АКПП состоит в передачи крутящего момента от коленвала двигателя на устройства трансмиссии, при этом происходит варьирование передаточного числа в соответствии с положением рычага селектора и условиями передвижения автотранспорта.
При пуске двигателя в гидравлический трансформатор попадает рабочая жидкость, давление увеличивается. Лопасти центробежного насоса начинают двигаться, реакторное колесо и главная турбина неподвижны в таком режиме.
При переключении рычага селектора и подачи топлива с помощью педали акселератора, лопасти насоса увеличивают обороты. Возрастающая скорость движения вихревых потоков начинает вращать лопасти турбины. Вихри масла то перекидываются к неподвижному реактору, то возвращаются назад к турбине, увеличивая ее эффективность. Крутящий момент переходит на колеса, и машина начинает движение.
Читайте также: Как реанимировать аккумулятор автомобиля в домашних условиях
По достижении требуемой скорости насосное колесо и лопастная центральная турбина движутся с одинаковой скоростью, при этом вихри трансмиссионной жидкости попадают на реакторное колесо с противоположной стороны (движение возможно только в одну сторону) и оно начинает вращение. Агрегат переходит в состояние гидравлической муфты.
Если противодействие на колеса возрастает (движение на подъем), реакторное колесо останавливает вращение и добавляет крутящий момент центробежному насосу. При достижении требуемой скорости и крутящего момента происходит смена передачи в планетарном узле.
Электронный блок управления передает команду, вследствие чего тормозящая лента и фрикционные диски замедляют пониженную передачу, а увеличившееся движение потоков жидкости через клапан разгоняют повышенную передачу и обеспечивается изменение передач без уменьшения мощности.
При полной остановке машины или уменьшении скорости, давление рабочей жидкости снижается и происходит понижение передачи.
На заглушенном двигателе в гидротрансформаторе отсутствует давление, поэтому запуск автомобиля с помощью толчка неосуществим.
Устройство коробки автомат
Классический автомат состоит из четырех основных компонентов:
- Гидравлический трансформатор — заменяет сцепление, преобразовывает и передает крутящий момент на колеса. Состоит из центробежного насоса, лопастной турбины и реактора, обеспечивающего плавные и точные перемены крутящего момента. Насос связан с коленвалом, а турбина — с валом коробки. Трансформация энергии осуществляется за счет потоков жидкости и давления, образованного ими. Гидротрансформатор изменяет обороты вращения и крутящий момент в незначительном интервале, поэтому к нему добавляют планетарный узел (коробку).
- Планетарный редуктор состоит из центральной шестеренки (солнечной), сателлитов, коронной шестеренки и планетарного водила. Производит переключение передач за счет блокирования одних шестеренок и разблокирования других.
- Тормозная лента, задний и передний фрикционные диски обеспечивают непосредственное включение передач.
- Система управления состоит из шестереночного насоса, маслосборника, гидравлического блока и электронного блока управления (ЭБУ). Гидравлический блок состоит из каналов с соленоидами (клапанами) и плунжерами, осуществляющими функции контроля и управления. ЭБУ осуществляет управление за счет сведений от датчиков, собирающих разнообразные показатели.
Роботизированная КПП является более совершенным вариантом МКПП с высокопродуктивными системами управления.
В вариаторе трансформация передаточного числа выполняется механизмом, имеющим в составе ведущий и ведомый шкивы, через которые проходит клиновидный ремень.
Как пользоваться автоматической коробкой передач
По утверждениям автослесарей в СТО, основные неисправности автоматических трансмиссий появляются вследствие нарушения правил эксплуатирования и несвоевременного техобслуживания коробки.
Режимы работы
В зависимости от вида автоматических коробок существуют различные режимы АКПП. Каждое положение рычага селектора или кнопки на нем предназначены для разных условий движения со своими особенностями.
Основные виды режимов АКПП и их влияние на работу автомобиля:
- Р (паркинг) — блокировка ведущих колес, вала коробки, используется только при нахождении на стоянке и прогреве;
- N (нейтраль) — вал не блокирован, автомобиль можно буксировать, равносильно нейтральной передачи у МКПП;
- D (драйв) — движение в нормальных условиях с автоматическим подбором передач;
- L (D2) — пониженная передача для движения в тяжелых условиях — бездорожье, крутые спуски и подъемы, скорость менее 40 км/ч;
- D3 — понижение передачи при небольших спусках и подъемах;
- R (реверс) — движение задним ходом, включается при полной остановке и нажатой педали тормоза;
- О/D — включение четвертой передачи при движении на высокой скорости;
- PWR — спортивный режим, для улучшения динамических качеств повышение передачи происходит на более высоких оборотах двигателя;
- Normal — для плавного и экономичного движения;
- Manu — ручной режим включения передач, рекомендуется для использования зимой.
Как заводить машину на автомате
Особенности работы автоматической КПП требуют грамотного запуска. Для защиты коробки от неправильных действий и последующих поломок были разработаны степени защиты.
В момент запуска автомобиля селектор должен находиться в положении «Р» (парковка) или «N» — нейтраль. Только в таких положениях система защиты даст пройти сигналу о пуске двигателя. В других положениях рычага повернуть ключ не получится или никаких изменений после оборота ключа не будет.
Для старта лучше воспользоваться парковочным режимом, так как у автотранспорта будут блокированы ведущие колеса и это не позволит ему скатиться. Нейтральный режим следует использовать только для экстренной буксировки.
Читайте также: АКБ — что это, устройство и принцип работы аккумулятора в автомобиле
Помимо выбора правильного режима, для запуска двигателя в большинстве автомобилей с АКПП необходимо выжать тормозную педаль, что тоже является защитой и спасает от случайного отката машины при положении селектора в режиме «нейтраль».
Большинство современных автомобилей оборудованы блокировкой рулевого колеса и замком от угона. Если при правильном выполнении всех предыдущих действий руль не крутится и ключ не проворачивается — включилась защита. Для разблокирования требуется вставить ключ в замок зажигания и попробовать аккуратно его повернуть, одновременно крутя руль в разные стороны. При синхронности этих действий блокировка снимется.
Как ездить на автоматической КПП и чего нельзя делать
Грамотная езда на автомобиле с АКПП увеличат эксплуатационный ресурс коробки и сэкономит немало средств и нервов.
Для обеспечения долговременной работы АКПП необходимо правильно подбирать режимы в зависимости от условий эксплуатации.
Для правильной езды с АКПП следует:
- трогаться после толчка, показывающего полное включение передачи;
- в условиях буксования следует включить пониженную передачу и, работая педалью тормоза, контролировать медленное вращение колес;
- используя разные режимы можно применять торможение двигателем или ограничить разгон;
- возможно буксирование автотранспорта с заведенным двигателем на скорости не больше 50 км/ч в положении селектора «нейтраль» и на расстояние не более 50 км;
- не рекомендуется буксировать другое транспортное средство, если приходится — буксируемый автомобиль должен быть не тяжелее буксирующего, режим выбрать надо D2 или L и скорость до 40 км/ч при плавном движении.
Чего не стоит делать при езде с АКПП:
- запрещено включать режим «Р» — паркинг при движении автомобиля;
- движение на нейтрали по спуску;
- запуск с толчка;
- при кратковременной остановке (на светофоре, в пробке) выбирать парковочный режим или нейтраль, это уменьшает ресурс АКПП;
- при длительной остановке в городском режиме селектор нужно поставить в положение «паркинг»;
- запрещено включение заднего хода с режима «драйв» или до полной остановки;
- нельзя на склоне сначала ставить парковочный режим, при парковке машины на уклоне следует сначала поставить на ручной тормоз, а потом в положение селектора «паркинг», для начала движения с уклона сначала педаль тормоза, потом снятие машины с ручника, а только потом выбрать режим для движения.
Как эксплуатировать АКПП зимой
Суровые погодные условия зимой приносят много забот и проблем хозяевам автомобилей с АКПП.
Рекомендации для правильной эксплуатации автомобиля с АКПП зимой:
- правильный прогрев коробки — несколько минут после запуска автотранспорт должен прогреваться, перед началом движения рекомендовано при выжатой тормозной педали поочередно включать все режимы для ускорения прогрева трансмиссионного масла;
- первые 5-10 км после начала движения следует избегать резких разгонов и пробуксовывания колес;
- чтобы выбраться со снега или льда необходимо включить пониженную передачу и используя поочередную работу педалью тормоза и газа аккуратно выехать;
- раскачка не рекомендуется, так как этот метод пагубно отразится на гидротрансформаторе;
- использование пониженных передач или полуавтоматического режима для торможения двигателем на более или менее сухом дорожном покрытии, а на скользких спусках пользоваться педалью тормоза;
- на заледеневших подъемах следует избегать пробуксовки колес и резких нажатий на педаль акселератора;
- кратковременный, но четкий и аккуратный, переход на режим «нейтраль» способствует стабилизации машины выравниванием вращения колес и выходу из заноса.
Плюсы и минусы автоматической КПП
На каждый вид трансмиссии найдется свой любитель. В связи все с большим распространением автоматических КПП следует обозначить их плюсы и минусы для грамотного подбора под нужды автовладельца.
Читайте также: Автомобильные номера как они расшифровываются и какие есть
- автоматическое переключение передач, при котором не нужно отвлекаться, что особенно актуально для начинающих водителей;
- облегченный процесс трогания с места;
- более щадящая эксплуатация ходовой части и двигателя благодаря работе гидротрансформатора;
- улучшенная проходимость в большинстве условий.
К минусам можно отнести:
- не подходит для любителей быстрых разгонов;
- более низкая приемистость по сравнению с аналогичным автомобилем с МКПП;
- невозможно завести с толчка;
- буксирование нежелательно и возможно только при соблюдении определенных условий;
- неправильная эксплуатация приводит к поломкам;
- дорогой ремонт и обслуживание.
При правильном эксплуатировании машины с АКПП ресурс коробки достаточно высок и практически не уступает МКПП. Комфортность вождения, особенно в городских условиях, доставит немало приятных минут.
АКПП или МКПП что лучше, возможность замены коробки передач, в чем отличие и разница, рычаг переключения, как установить, как повысить надежность
Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]
Перед тем, как приобрести первый автомобиль или поменять предыдущий, каждый человек берёт в расчёт несколько факторов:
- Внешний вид авто;
- Тип топлива;
- Параметры двигателя;
- Тип кузова;
- Какая в автомобиле будет трансмиссия.
Коробка передач в каждом автомобиле бывает либо автоматическая, либо механическая. Чем они отличаются друг от друга, и какой тип лучше выбрать, каждый автовладелец решает сам.
Так как современные реалии требуют от человека мобильности и быстроты перемещения, автомобили прочно вошли в нашу жизнь, помогая преодолевать большие расстояния и перевозить грузы. Не всем удаётся быстро освоить управление «железным конём», тем более ещё 40 лет назад у большинства автомобилей не было даже гидроусилителя руля.
Совершенствуя конструкцию автомобилей, чтобы популяризировать автомобили в мире, конструкторы придумали автоматическую коробку передач, которая позволила сосредоточиться на вождении, не отвлекая водителя на переключение передач. Но сделало ли это автомобиль менее ремонтопригодным? Попробуем разобраться, какая коробка лучше: автоматизированная или механическая.
Российские водители больше привыкли к тому, что на их автомобилях установлена механическая коробка передач, поэтому с недоверием относятся к АКПП. Те же, кто уже давно передвигается на иномарках бизнес-класса, привыкли к «автомату» и для них не стоит вопрос, что лучше: мкпп или акпп. Последние годы даже отечественные производители автомобилей стали серийно устанавливать АКПП на свои модели.
Механическая коробка передач, принцип работы
МКПП называют ещё «ручной», так как переключение передач возможно только механическим путём, с помощью руки. Данный тип коробки наиболее простой, так как в механическом переключении передач не нужны никакие электронные устройства.
МКПП ставятся на бюджетные автомобили, а раз самой популярной машиной в России являются «Жигули» (на которых никогда не ставилась автоматическая коробка), большинство водителей умеют ездить именно на механической коробке передач. Редкие автошколы могут похвастаться наличием автомобилей с АКПП, да и в качестве первой машины начинающие водители чаще всего берут недорогую отечественную машину (или простую иномарку), поэтому наших водителей очень смешат моменты в зарубежных (особенно американских) фильмах, когда там спрашивают, умеет ли кто-то водить машину с МКПП. Не все знают, что в Америке автомобилей с МКПП очень мало, да и те чаще всего достаточно специфические (спорт кары или грузовики).
Принципы работы МКПП чем-то похожи на переключение передач в велосипеде. В коробке находятся два вала, один из которых соединён с двигателем, а другой – с карданом. Когда происходит переключение передачи, меняются шестерёнки на валах, а так как они имеют разные размеры, то и тяговое усилие создаётся разное.
На первой передаче самая маленькая шестерёнка на ведущем валу соединяется с самой большой на ведомом валу. Когда происходит переключение на более высокую передачу, диаметры рабочих шестерёнок меняются. На самой высокой передаче самая большая шестерёнка находится уже на ведомом валу, а малая — на ведомом. За счет использования и подбора шестерёнок различного диаметра, происходит увеличение или уменьшение скорости.
Главное отличие «механики» от «автомата» заключается в том, что в МКПП усилие, необходимое для переключения передачи, создаётся за счёт мускульной силы водителя:
- Рычаг в салоне двигает штоки;
- Они толкают муфты;
- Шестерни блокируются;
- Вторичный вал проворачивается;
- Новые шестерни цепляются и передача включается.
Положительные и отрицательные моменты при использовании автомобиля с МКПП
Из плюсов механической коробки передач можно назвать следующие:
- Экономия. Во-первых, «механика» позволяет сэкономить на масле, расход которого в два раза меньше, чем в авто, оборудованном автоматической коробкой передач. Во-вторых, это экономия топлива, но при одном условии: вы должны знать некоторые нюансы вождения такого авто. На участке дороги, где начинается спуск, необходимо включить нейтральную передачу, таким образом, чтобы машина катилась сама по себе. Только, к сожалению, такой прием считается незаконным и противоречит правилам дорожного движения. Ну, и в-третьих, это разница в денежных средствах, которые придется потратить при вынужденном ремонте коробки. Почти на любом СТО вам смогут починить механическую КПП, так как простая конструкция с отсутствием сложных узлов, коими оснащен «автомат», не требует специальных углубленных знаний (ну и, как следствие, небольшая цена за неисправные детали). Этот факт, несомненно, позволяет самостоятельно разобраться в поломке и самому устранить неисправность (тут на помощь придут многочисленные видео в сети Интернет). Да и «механика» сама по себе считается достаточно надежной, в отличие от «автомата»;
- Простой принцип работы, который может постичь даже водитель без стажа;
- «Механика» позволяет быстрее разогнать автомобиль, за счет того, что вы сами решаете, когда лучше переключить передачу. «Автомат» же напротив, переключает ее на с определенных оборотах автоматически (хотя современные «автоматы» не уступают в динамике МКПП);
- В зимнюю пору года завести машину с механической коробкой передач легче – небольшой объем масла при сильном морозе обладает не такими вязкими свойствами, как то же масло, но в двойном объеме, соответственно, и сопротивление тоже будет меньше;
- Пробуксовка никак не повлияет на состояние машины в целом, в то время, как авто с коробкой передач автоматического типа очень не любит буксовать, поскольку это вызывает повышенный перегрев масла, поэтому дрифтеры отдают предпочтение «механике»;
- Научившись ездить на «механике», водитель с лёгкостью пересядет на «автомат». Если учиться сразу на АКПП, то езда на механической коробке будет затруднительной.
Естественно, что МКПП имеет и свои минусы:
- Иногда (особенно на отечественных автомобилях и лёгких грузовиках) для того, чтобы переключить передачу, нужно приложить достаточно большое усилие. Хотя в иномарках передачи переключаются легко, но постоянная работа рычагом утомляет, особенно при движении в пробках;
- Приходится отвлекаться на переключение передач (хотя водители со стажем этого не замечают), на «автомате» ничто не мешает процессу вождения;
- Начинающие водители могут спалить сцепление при езде на МКПП (особенно если будут трогаться на горку). Палёное сцепление придётся менять, а это не дешёвое удовольствие;
- Многие не знают этого нюанса, но общий ресурс двигателя напрямую зависит от вида КПП, установленной на автомобиль. Автоматическая коробка более плавно переключает передачи, что положительно сказывается на состоянии двигателя.
Принцип работы автоматической коробки передач
АКПП помогает водителю сосредоточится на дороге и не отвлекает его на переключения передач в процессе вождения. Многие мужчины считают «автомат» женским вариантом и не хотят пересаживаться на него, оправдывая это тем, что хотят полностью контролировать свою машину. Таким водителям нужно напомнить, что все мощные автомобили бизнес-класса оснащены АКПП, так как механическая коробка не может обеспечить достаточный комфорт при движении.
Тем, кто хочет знать устройство своего автомобиля, нужно знать, чем отличается МКПП и АКПП. В устройстве «автомата главную роль играют редуктор и гидротрансформатор. Переключения передач напрямую зависят от давления масла, которое повышается или понижается, в зависимости от оборотов двигателя.
Настройки АКПП такие, что при повышении оборотов до 5 тысяч, передача автоматически повышается, а при снижении до 1500 оборотов – понижаются. Хотя данные настройки отличаются у разных автомобилей и зависят от темпа езды. Если разгон медленный, автомат может переключиться и на 3 000 оборотов, а если интенсивный – то и на 6 тысячах. Кроме этого, некоторые АКПП оснащены спорт режимом, который крутит двигатель до красной зоны, прежде чем переключить передачу.
Плавное переключение передач на «автомате» связано с тем, что переключения происходят плавно, а на МКПП шестерни фиксируются достаточно резко.
Современные АКПП можно разделить на три большие группы, хотя третья группа относится к гибридному типу:
- АКПП классического типа;
- Вариатор, который может снимать с мотора максимальную мощность, плавно изменяя крутящий момент;
- Коробка «робот». По сути, она является МКПП, которая внешне выглядит и переключается как классическая АКПП. Достаточно экономичная и лёгкая, может стоять на малолитражных автомобилях, хотя высокая стоимость экономически нецелесообразна для установки коробки такого типа на бюджетные малолитражки.
Плюсы автоматической коробки заключаются в следующем:
- Хотя старые АКПП были достаточно долго «думающие», современные 6-7 ступенчатые «автоматы» не уступают в динамике механическим коробкам (если вы конечно не профессиональный гонщик);
- Современные автомобили с новыми моделями АКПП употребляют меньше топлива, хотя при знании некоторых нюансов МКПП всё же экономичней;
- Машиной с «автоматом» легче управлять;
- Общий ресурс двигателя, работающего в связке с АКПП выше.
Естественно, что есть минусы и у автоматических коробок:
- Всё-таки динамика у большинства моделей АКПП отстаёт от МКПП, так как множество автомобилей с «автоматом» далеко не новые;
- Расход топлива даже у новых автоматических коробок будет выше, чем у МКПП, если водитель на «механике» будет пользоваться ездой накатом на нейтральной передаче;
- В АКПП залито в 2-3 раза больше масла, что сильно ударяет по карману при замене;
- Хотя АКПП ломается значительно реже ( незнание основ езды на «автомате» может быстро отправить эту коробку в аварийный режим), сам ремонт будет стоить в несколько раз дороже.
Можно ли заменить автоматическую коробку передач на механическую
Замена АКПП на МКПП — процедура достаточно сложная, но выполнимая. Установка МКПП вместо «автомата» была весьма популярна в 90-е годы, так как в то время просто не умели ремонтировать автоматические коробки. Владельцу машины с АКПП при поломке было в разы дешевле купить комплект для установки МКПП взамен старого «автомата». В наше время такими процедурами практически не занимаются, так как АКПП ремонтируют достаточно профессионально и можно купить контрактную коробку.
И АКПП и МКПП имеют свои достоинства и недостатки. Каждый водитель может выбрать такой тип коробки, который ему больше подходит. Если вы любите мощные и комфортные автомобили, то АКПП единственный выбор, так как только мощные спортивные машины оснащаются МКПП. При выборе автоматической коробки будьте готовы в случае поломки выложить круглую сумму на ремонт.
Если вам нужен недорогой в обслуживании и экономичный автомобиль, то он будет с небольшим объёмом двигателя и МКПП. Ремонт данной коробки доступен, и его можно сделать даже в гараже.
Помните, что АКПП придётся ремонтировать только в специализированном сервисе, зато она идеально подойдёт водителям, которые живут в больших городах с интенсивным движением.
Несмотря на недостатки, Число автомобилей с автоматической коробкой с каждым годом становится всё больше. Даже отечественный производитель начинает ставить его на серийные модели. Возможно, через десяток лет, автомобили с МКПП станут большой редкостью на дорогах.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Не забудьте поделиться этой страницей с друзьямиИ подписаться на нашу группу
Устройство и принцип работы классической АКПП
С развитием автомобилестроения и выпуском новых видов трансмиссий вопрос, какая коробка передач лучше, становится все более актуальным. АКПП — что это такое? В этой статье разберемся с устройством и принципом работы автоматической коробки передач, узнаем, какие виды АКПП существуют и кто придумал АКПП. Проанализируем достоинства и недостатки разных видов автоматических трансмиссий. Познакомимся с режимами работы и управления АКПП.
Что такое АКПП и история ее создания
Селектор автоматической коробки передач
Автоматическая коробка передач, или АКПП, представляет собой трансмиссию, обеспечивающую выбор оптимального передаточного числа в соответствии с условиями движения без участия водителя. Это обеспечивает хорошую плавность хода автомобиля, а также комфорт при движении для водителя.
В настоящее время существует несколько видов автоматической КПП:
В данной статье все внимание будет уделено классическому автомату.
История изобретения
Основу автоматической трансмиссии составляет планетарная коробка передач и гидротрансформатор, впервые изобретенный исключительно для нужд судостроения в 1902 году немецким инженером Германом Фиттенгером. Далее в 1904 году братья Стартевенты из Бостона представили свой вариант автоматической КПП, имеющий две коробки передач и напоминающий чуть доработанную механику.
Первая серийная автоматическая коробка передач GM Hydramatic
Автомобиль, оснащенный планетарной коробкой передач, впервые увидел свет под маркой Ford Т. Суть коробки заключалась в плавном переключении скоростей за счет двух педалей. Первая включала повышающую и понижающую передачи, а вторая – заднюю.
Эстафету приняла компания General Motors, которая в середине 1930-х годов выпустила полуавтоматическую трансмиссию. Сцепление в автомобиле еще продолжало присутствовать, а планетарным механизмом управляла гидравлика.
Приблизительно в это же время компания Крайслер доработала конструкцию коробки гидромуфтой, а вместо двухступенчатой коробки стал использоваться овердрайв – повышающая передача с передаточным числом менее единицы.
Первую в мире полностью автоматическую КПП в 1940 году создала все та же компания General Motors. АКПП представляла собой сочетание гидромуфты с четырехступенчатой планетарной коробкой с автоматическим управлением посредством гидравлики.
Сегодня известны уже шести-, семи-, восьми- и девятиступенчатые АКПП, производителями которых являются как автоконцерны (KIA, Hyundai, BMW, VAG), так и специализированные компании (ZF, Aisin, Jatco).
Плюсы и минусы АКПП
Как и любая коробка передач, автоматическая трансмиссия имеет как плюсы, так и минусы. Представим их в виде таблицы.
Плюсы АКПП | Минусы АКПП |
1. Плавное и автоматическое переключение скоростей, создающее комфорт для водителя. | 1. Сложность конструкции. |
2. Отсутствие необходимости в периодической замене сцепления. | 2. Высокая стоимость самой коробки. |
3. Хорошая динамика за счет возможности ручного переключения скоростей. | 3. Высокая стоимость ее обслуживания. |
4. Автомат может подстраиваться под стиль вождения водителя (адаптироваться). | 4. Более низкий КПД и повышенный расход топлива в сравнении с механикой. |
Читайте также: Устройство и принцип работы коробки передач Powershift
Устройство автоматической трансмиссии
Схема АКПП
Устройство АКПП достаточно сложное и состоит из следующих основных элементов:
Гидротрансформатор представляет собой корпус, заполненный специальной рабочей жидкостью ATF, и предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач. Фактически он заменяет сцепление. В его состав входят насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочная муфта и муфта свободного хода.
Колеса оснащены лопастями с каналами для прохода рабочей жидкости. Блокировочная муфта необходима для блокировки гидротрансформатора в конкретных режимах работы автомобиля. Муфта свободного хода (обгонная муфта) необходима для вращения реакторного колеса в противоположную сторону. Более подробно про гидротрансформатор можно почитать здесь.
Планетарный механизм АКП включает в себя планетарные ряды, валы, барабаны с фрикционными муфтами, а также обгонную муфту и ленточный тормоз.
Механизм переключения скоростей в АКПП достаточно сложен, и, по сути дела, работа трансмиссии состоит в выполнении некоторого алгоритма включения и выключения муфт и тормозов посредством давления жидкости.
Планетарный ряд, точнее блокировка одного из его элементов (солнечная шестерня, саттелиты, коронная шестерня, водило), обеспечивает передачу вращения и изменение крутящего момента. Элементы, входящие в планетарный ряд, блокируются при помощи обгонной муфты, ленточного тормоза и фрикционных муфт.
Пример гидравлической схемы АКПП
Блок управления АКПП может быть гидравлическим (уже не применяется) и электронным (ЭБУ АКПП). Современная гидромеханическая трансмиссия оснащается только электронным блоком управления. Он обрабатывает сигналы датчиков и формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства (клапаны) гидроблока, обеспечивающие работу фрикционных муфт, а также управляющие потоками рабочей жидкости. В зависимости от этого жидкость под давлением направляется в ту или иную муфту, включая определенную передачу. TCU также управляет блокировкой гидротрансформатора. При неисправности блок TCU обеспечивает функционирование КПП в «аварийном режиме». Селектор АКПП отвечает за переключение режимов работы КПП.
В автоматической коробке применяются следующие датчики:
- датчик частоты вращения на входе;
- датчик частоты вращения на выходе;
- датчик температуры масла АКПП;
- датчик положения рычага селектора;
- датчик давления масла.
Подробнее про датчики АКПП можно почитать тут.
Принцип работы и срок службы АКПП
Время, необходимое на переключение скорости в АКПП, зависит от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель. Система управления вычисляет нужные действия и передает их в виде гидравлических воздействий. Гидравлика перемещает муфты и тормоза планетарного механизма, тем самым происходит автоматическое изменение передаточного числа в соответствии с оптимальным режимом двигателя в данных условиях.
Одним из главных показателей, влияющих на эффективность работы автоматической трансмиссии, является уровень масла, который нужно регулярно проверять. Рабочая температура масла (ATF) составляет около 80 градусов. Поэтому для того, чтобы избежать повреждений пластиковых механизмов коробки в зимний период, перед движением машину необходимо прогревать. А в жаркое время года, наоборот, охлаждать. Охлаждение АКПП может осуществляться охлаждающей жидкостью или воздухом (с помощью масляного радиатора).
Читайте также: Что выбрать: робот или вариаторАКПП в разрезе
Наибольшее распространение получил жидкостный радиатор. Температура atf, необходимая для нормальной работы двигателя, не должна превышать 20% от температуры в системе охлаждения. Температура охлаждающей жидкости не должна превышать 80 градусов, за счет этого и происходит охлаждение atf. Теплообменник соединен с внешней частью корпуса масляного насоса, к которой крепится и фильтр. При циркуляции масла в фильтре происходит его контакт с жидкостью охлаждения через тонкие стенки каналов.
Кстати, автоматическая трансмиссия считается очень тяжелой. Вес АКПП составляет около 70 кг (если она сухая и без гидротрансформатора) и около 110 кг (если она заправленная).
Для нормального функционирования АКПП необходимо и правильное давление масла. От этого во многом зависит срок службы АКПП. Давление масла должно быть на уровне 2,5-4,5 бар.
Ресурс коробки-автомат может быть различен. Если в одном автомобиле трансмиссия может прослужить только 100 тысяч км., то в другом – порядка 500 тысяч. Это зависит от эксплуатации автомобиля, от регулярного контроля за уровнем масла и его замены вместе с фильтром. Продлить ресурс АКПП возможно также используя оригинальные расходные материалы и своевременно обслуживая КПП.
Управление АКПП
Управление автоматической трансмиссией осуществляет селектор АКПП. Режимы работы автоматической трансмиссии зависят от перемещения рычага в определенное положение. В автомате доступны следующие режимы:
- Р — Parking. Используется при парковке. В данном режиме механически блокируется выходной вал трансмиссии.
- R — Reverse. Используется для включения передачи заднего хода.
- N — Neutral. Нейтральный режим.
- D – Drive. Движение вперед в режиме автоматического переключения скоростей.
- M — Manual. Режим ручного переключения скоростей.
В современных автоматических трансмиссиях с большим числом рабочих диапазонов могут использоваться дополнительные режимы работы:
- (D), или O/D— овердрайв — «экономичный» режим движения, при котором возможно автоматическое переключение на повышающую передачу;
- D3, или O/D OFF— расшифровывается как «отключение овердрайва», это активный режим движения;
- S (либо цифра 2) — диапазон пониженных передач (первая и вторая, либо только вторая передача) , «зимний режим»;
- L (либо цифра 1) — второй диапазон пониженных передач (только первая передача).
Схема режимов АКПП
Также имеются и дополнительные кнопки, характеризующие режимы работы АКП:
- кнопка Sport, или Power — переключение передач происходит на более высоких оборотах двигателя;
- кнопка Winter, или Snow — движение с места происходит со второй или третьей передачи;
- кнопка Shift lock (шифт лок) — возможность разблокирования селектора при остановленном двигателе.
В некоторых коробках есть режим «кик даун» (kick-down). Режим «кик даун» предполагает резкое ускорение транспортного средства путем переключения на пониженную передачу. В некоторых случаях режим «кик даун» запрещен при отключении режима овердрайв.
Заключение
Автоматическая КПП занимает достойное место среди известных коробок передач и составляет конкуренцию привычной механике. Разнообразие режимов движения, а также плавное переключение передач позволяют водителю наслаждаться комфортным вождением.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка.
Сравнение МКПП и АКПП
Плюсы и минусы механической коробки
К положительным сторонам механической коробки можно отнести, в первую очередь, ее стоимость. Автомобили укомплектованные МКПП стоят в среднем на 1000-1500$ дешевле тех же моделей с АКПП. Второй положительный момент, на котором большинство водителей акцентируют внимание — возможность более полно контролировать автомобиль. Также считается, что автомобиль с МКПП в среднем потребляет меньше топлива, чем его собрат с АКПП, поскольку гидротрансформатор АКПП допускает небольшую потерю мощности при проскальзывании. МКПП позволяет выжать из двигателя всю мощность на которую он способен, она намного проще по строению, а значит по ремонту и обслуживанию, чем АКПП. Отсутствие в МКПП каких-либо сложных систем придает ей повышенную надежность.
К отрицательным сторонам механической коробки обычно причисляют сложность управления автомобилем. Нужно заметить, что сложность эта имеет место только для неопытного водителя. Водители со стажем переключают передачи автоматически, не задумываясь над каждым действием. Однако не все даже опытные водители умеют правильно выбирать передачи, да и вовремя их переключать иногда бывает проблематично.
При движении в многочасовой пробке водитель вынужден десятки раз переключать скорости, что утомляет и малоприятно само по себе. К тому же страдают диски сцепления. При сравнении стоимости АКПП и МКПП многие упускают из виду, что МКПП еще есть привод, корзина и диски сцепления, которые тоже имеют свою стоимость, могут изнашиваться и ломаться. Давая возможность выжать из двигателя всю мощность, механическая коробка передач тем самым сокращает срок его службы. Двигателю зачастую приходится работать в экстремальных режимах, что ведет к его скорому износу и необходимости капитального ремонта.
Многие водители — профессионалы, которым приходится много часов подряд управлять автомобилем, однозначно причисляют к минусам механической коробки то, как она их утомляет. А утомление водителя резко снижает безопасность на дороге.
Еще по теме: Автоматические коробки передач. Мифы и реальность.
Плюсы и минусы АКПП
Бесспорные плюсы коробки автомат — это легкость управления автомобилем и снижение нагрузок на двигатель и трансмиссию в целом. Езда в пробке хоть и не становится удовольствием, зато и не требует постоянных дерганий ручки и игр со сцеплением. Даже, если вы стоите на мосту или другом уклоне, не будет никаких неожиданностей со случайным скатыванием и столкновением со стоящим позади автомобилем.
На автомобиле с коробкой автомат невозможно перегрузить двигатель, автомат всегда поддерживает обороты двигателя в оптимальном режиме.
К минусам зачастую относят несколько повышенный расход топлива на моделях с АКПП по сравнению с МКПП. Здесь нужно оговориться, что расход очень сильно зависит от стиля вождения. Если на механической коробке поедет любитель погонять, то ни о какой экономии бензина речь идти не может. Если водитель не умеет правильно переключать передачи, достичь экономии топлива ему тоже вряд ли удастся. АКПП проиграет механической коробке в расходе топлива только если механикой будет управлять робот, который может идеально переключать передачи в нужный момент и будет ехать в том же стиле, что и водитель авто с АКПП. Высокая стоимость ремонта и обслуживания — вот главный минус АКПП. Сейчас средняя стоимость ремонта АКПП в Санкт-Петербурге, без учета стоимости деталей 22 000 рублей. Порой требуется несколько дней, чтобы коробку снять, разобрать, заново собрать с заменой деталей и поставить обратно на автомобиль. АКПП очень критична к качеству трансмиссионного масла, его требуется менять при плановых ТО, чего для механической коробки делать вообще не требуется. Автомобиль с АКПП лучше не буксировать, так как это может привести к ее полному выходу из строя за счет обугливания фрикционных колец и последующего забивания соленойдов сгоревшей массой.
Одним словом, АКПП хороша, если вы можете ее себе позволить, если у вас есть средства на замену масла, на эвакуатор, если потребуется и в худшем случае на ремонт АКПП.
Еще по теме: Преимущества АКПП
Что надежнее АКПП или МКПП?
В принципе, если бы автомобилями управляли идеальные водители, и тот и другой вид трансмиссии работал бы без поломок. Но все мы не идеальны. При неправильной эксплуатации автомат можно убить за полчаса и не заметить как. Даже бывали случаи, когда владелец авто по ошибке заливал воду в АКПП, прямо в отверстие для масляного щупа, а потом ехал. Через несколько километров, коробка автомат превращалась в бесполезный кусок железа и без капитального ремонта было не обойтись. С другой стороны детали механической коробки быстрее изнашиваются под действием повышенных нагрузок и неправильного переключения. Диски сцепления также можно сжечь раньше срока их плановой замены.
Какой можно дать совет? Если прежде всего любите себя, и автомобиль вам нужен как средство передвижения — выбирайте АКПП.
Если приоритеты распределяются в другом порядке — выбирайте механику.
Источник http://fb.ru/article/372135/shema-harakteristiki-i-rasshifrovka-mkpp
Источник http://avtoliders.ru/stati/mkpp-i-akpp-chto-takoe.html