Трансмиссия пожарных автомобилей: разновидности и ТО

Трансмиссия пожарных автомобилей

Трансмиссия пожарных автомобилей

Пожарные машины

Трансмиссия представляет собой комплекс агрегатов, которые передают крутящий момент от мотора к ведущим колесам. Система состоит из сцепления, передаточной коробки, карданного вала, дифференциала, полуоси и главной передачи. В полноприводных шасси добавлена раздаточная коробка, дающая мощность ведущим колесам.

Кроме основной трансмиссии базового шасси у пожарных автомобилей для функционирования специальных агрегатов существует дополнительная трансмиссия. Ее назначение – передача энергии от двигателя к насосной установке, подъемному механизму, электрогенератору.

  1. Виды дополнительных трансмиссий
  2. Механическая трансмиссия
  3. Гидромеханическая трансмиссия
  4. ТО трансмиссий пожарных автомобилей

Виды дополнительных трансмиссий

Пожарные автомобили работают с четырьмя видами дополнительных трансмиссий:

  • механическая;
  • гидравлическая;
  • электрическая;
  • комбинированного типа.

Трансмиссия

Преимущество в большинстве случаях остается именно за механической разновидностью. Она включает в себя КОМ, карданные валы, опоры и систему управления.

Основными параметрами для дополнительного оборудования ПА являются передаточное число, коэффициент полезного действия и крутящий момент. Схема дополнительной трансмиссии зависит от размещения насосных агрегатов и специфики базового шасси. В основных ПА насосы ставятся посередине или сзади. Преимущество остается за срединным размещением, так как оно дает укороченные водопенные коммуникации, отсутствие необходимости использования управления сцеплением, менее длинные карданные валы, низкое расположение цистерны для воды.

Разработано три типа размещения.

Трансмиссия пожарных автомобилей - особенности

1 – мотор, 2 – сцепление, 3 – КОМ, 4 – карданный вал, 5 – опоры, 6 – насос, 7 – коробка перемены передач, 8 – раздаточная коробка, 9 – промежуточный вал.

К первому типу относятся рисунки «А» и «Б». Именно они используются при компоновке большинства ПА. Размещение насоса у них может быть как срединное, так и заднее. При срединном размещении крутящий момент на вал пожарного насоса последовательно передается от двигателя через сцепление, КПП, КОМ и карданную передачу. При заднем – система предусматривает две промежуточные опоры и один промежуточный вал.

Второй вариант, представленный схемой «В», используется на автоцистернах, разработанных на базе АМО-ЗИЛ. Энергия поступает от мотора к сцеплению, КПП и КОМ, размещенном на раздаточной коробке. Затем идет на карданный вал и вал насоса. Третья схема («Г») используется на пожарных машинах повышенной проходимости с колесной формулой 4×4.

Механическая трансмиссия

Основным узлом механической трансмиссии является передача. В зависимости от принципа работы передачи бывают:

  • фрикционные;
  • ременные;
  • зубчатые;
  • цепные.

Механическая трансмиссия

Основа фрикционных систем – использование силы трения. Их сфера применения – приводы вакуумных пластинчатых насосов ПЦН. Ременная передача используется в ПА для электрогенераторов и дымососов. Из всех разновидностей этого типа чаще всего применяется клиноременная передача.

В комбинированных пожарных насосах распределение между осями происходит при помощи зубчатых механизмов. Передачи с внутренним зацеплением нашли свое применение в поворотных механизмах, вращающих автолестницы и подъемники. Червячный механизм, используемый для поворота колен автолестниц, передает энергию между перекрещивающимися валами. Также зубчатые механизмы нашли применение в приводе перепускного клапана пеносмесителя насоса ПЦНН-400/40.

Гидромеханическая трансмиссия

Совмещает в себе механическую и гидравлическую передачи. Ее плюсом считается плавное переключение скоростей и момента вращения. Минус – использование только на переднем ходу. Гидромеханические трансмиссии делятся на две группы:

  • гидродинамические;
  • гидростатические.

Гидромеханическая трансмиссия

Первые представлены гидромуфтами, которые чаще всего используются в системе охлаждения двигателя ПА на базе КамАЗ, и гидротрансформаторами, используемыми в аэродромных пожарных автомобилях на базе МАЗ и БелАЗ.

Гидростатические передачи используют силу напора жидкости. В их основе – гидроцилиндры с поршнями или штоками. Основная сфера применения – механизмы подъема автолестниц, автоподъемников, лафетных стволов, выдвижных опор.

Система гидромеханической трансмиссии представлена аксиально-поршневыми насосами. Передача мощности происходит от КОМ к насосу, а далее при помощи гидросистем к гидромотору, исполнительному механизму подъема колен автолестниц.

ТО трансмиссий пожарных автомобилей

Первичная обкатка дополнительной трансмиссии проводится одновременно с обкаткой насосной установки. Режим зависит от типа ПА: стандартно это первые 20 часов после забора воды из открытого водоисточника и последующей ее подачи из двух стволов. Основной показатель для поверки – частота вращения вала. Во время обкатки следят за подтеканием масла и нагревом КОМ, наличием шумов и вибраций. После обкатки масло КПП, раздаточной коробки, насоса и редуктора сливают и заливают новое.

Ежедневное техобслуживание заключается в проверке подтекания масла из всех систем. Во время работы автомобиля следят за состоянием КОМ: отсутствие течи и сохранение температуры картеров узлов трансмиссии. Нагрев проверяют касанием руки.

Первое техобслуживание (ТО-1) выполняется по протоколу ежедневных проверок. Плюс к нему – диагностика люфта и зазоров, состояния креплений промежуточной опоры, проверка деформации карданного и промежуточного валов.

ТО трансмиссий пожарных автомобилей

Второе ТО включает все мероприятия ТО-1 и плюс к ним:

  • оценку герметичности всех узлов;
  • замеры зазоров в зацеплении шестерен;
  • замену подшипников шестерен КОМ и их регулировку через 100-200 часов работы;
  • замену масла в коробке передач, КОМ, раздаточной коробке и редукторе.

Во время сезонного ТО меняют смазочные жидкости согласно инструкции к конкретному типу ПА.

Автомобильный портал. Ответы на вопросы

Какое масло в кпп маз. Трансмиссия автомобилей маз

В летний период для двигателей МАЗ универсальным вариантом масла можно назвать ДС-11, а также, изготовленное на его основе М12 и его вариацию М12В, также сгодится и М10В. Зимой (как только температура опустилась ниже +5оС) стоит перейти на ДС-8 с необходимых процентным соотношением присадок. Не пострадает двигатель и и в том случае, если при малосернистом соляре летом использовать Дп-11, а зимой Дп-8.

Точные сроки замен рассчитываются для каждого автомобиля отдельно, ну а стандартом, согласно которому проводится замена масла в МАЗе (двигатель) считается, когда первая замена проводится после первых 5 тысяч километров пробега, а все следующие делаются с периодичностью 10 000 км.

Сама замена выполняется в такой последовательности:

Сливаем «отработку»;
— заливаем промывочное масло и даем двигателю поработать на малых частотах минут 25;
— сливаем промывочное масло;
— меняем фильтр масляный;
— заливаем свежее масло.

Для трансмиссии следует использовать другие марки масел. Так на теплый период наилучшим вариантом будет ТС-14.5 либо его авиационный аналог — МК-22. На зиму масло в КПП МАЗ требуется поменять, хорошим вариантом станет либо специальное зимнее МК-14, либо «всесезонное» МТ-16п. При этом стоит помнить, что большая вязкость «зимнего» масла может вызвать недостаточность его в игольчатых подшипниках, поэтому стоит подогревать картер КПП перед запуском двигателя.

Иногда подобная процедура физически невозможна, поэтому зимой перед длительной стоянкой масло из картера сливается. Когда приходит пора отправляться в дорогу, подогретое масло в коробку МАЗ заливается обратно до уровня контрольной метки. Кстати, это контрольное отверстие должно служить ориентиром и в процессе эксплуатации — периодически проверяйте уровень масла в коробке и по мере необходимости доливайте его.

Для большинства моделей МАЗ масло в мост заливают такое же, как и в коробку передач, хотя некоторые авто «любят» большую конкретику. Например, коробка и мост 6422-го «предпочитают» ТАД17 или ТМ5. Но, повторимся, стоит постараться и найти инструкции именно к вашему автомобилю, а наша компания «СпецМаш» постарается и найдет нужное вам масло.

Привод выключения сцепления автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

Привод выключения сцепления (рис. 2) гидравлический с пневмоусилителем.

В эксплуатации предусмотрена регулировка полного и свободного хода педали сцепления. Регулировка полного хода, который должен быть 125 мм, производится перед регулировкой свободного хода упорными болтами 4 и 8 при отпущенных контргайках. По завершении регулировки упорные болты законтрить гайками.

Рис.1. Привод управления подачей топлива автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

Рис. 2. Привод включения сцепления автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329

Для исключения давления жидкости в гидросистеме привода сцепления при невыключенном сцеплении необходимо отрегулировать свободный ход педали сцепления, изменяя длину штока 4 (рисунок 16), вращая за толкатель 2 при отпущенной гайке 3 так, чтобы свободный ход педали 1 до упора штока 4 в поршень главного цилиндра 5 был равен 5 — 7 мм.

Заполнение привода сцепления автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329 рабочей жидкостью и его прокачка производится при отсутствии воздуха в пневмосистеме автомобиля в следующем порядке:

Проверни, величину свободного и полного хода педали сцепления и, при необходимости, отрегулировать;

Снять защитный колпак с клапана 6 (рисунок 2) и на головку клапана надеть шланг, свободный конец которого опустить в сосуд с рабочей жидкостью. Затем отвернуть перепускной клапан 6 на один оборот и наполнить жидкостью бачок 5 главного цилиндра 2;

Следя за уровнем жидкости в бачке, плавным нажатием на педаль сцепления прокачать гидравлический привод усилителя до полного исчезновения пузырьков воздуха в сосуде;

После прокачки завернуть перепускной клапан, снять шланг и надеть колпачок;

Довести уровень жидкости в бачке до отметки на 15 мм ниже заливной горловины.

Допускается заполнение системы жидкостью производить через пропускной клапан ПГУ6 под давлением 2-3 кгс/см2. При этом жидкость должна выходить в бачок 5. Прокачку производить до полного исчезновения пузырьков воздуха в жидкости, выходящей в бачок 5.

После заполнения системы жидкостью необходимо проверить эффективность работы привода сцепления автомобилей Маз-5516, Маз-5440, 64229, Маз-54323, 54329.

Для этого при наличии давления воздуха в пневмосистеме автомобиля необходимо нажать на педаль сцепления до упора и проверить легкость включения передач в КПП. При нормальной работе сцепления и его привода при работающем двигателе передачи в КПП должны включаться без заеданий и шума.

Для автомобилей, оснащенных коробкой передач с делителем при выжатой до упора педали сцепления кронштейн 7 (рис. 3) должен перемещать шток клапана делителя КПП, установленного на передней панели кабины на (3+0,5) мм.

При этом воздух должен поступать к делителю КПП. Регулировка производится при наличии воздуха в пневмосистеме автомобиля перемещением кронштейна 7 при отпущенных болтах 8.

Рис. 3. Блок управления сцепления Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440, Маз-54323, 54329 с тормозами

1 — педаль; 2 — толкатель; 3 — гайка; 4 — шток; 5 — гидроцилиндр; 6 — болт, 7 — кронштейн; 8 — болт

Коробка передач ЯМЗ-238

Устанавливаются совместно с двигателями ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-238Б, ЯМЗ-238БЕ2 на автомобили Маз-5516, Маз-64229, 6312, а также совместно с двигателями ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2, на автомобили моделей Маз-5440.

Комплектация КПП автомобилей Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440

С рычагом на верхней крышке; крепление карданного вала по ISO 8667; для установки с диафрагменным сцеплением ЯМЗ-183 и сцеплением ЯМЗ-238Н; КПП ЯМЗ-238ВМ может быть установлена вместо КПП ЯМЗ-238А на автомобили, находящиеся в эксплуатации.

Коробки передач автомобилей Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440 могут быть укомплектованы герметизированным картером сцепления. Объем масла в картере 7,5 +0,5литра.

Технические характеристики и параметры КПП ЯМЗ-238 автомобилей Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440

Тип КПП — 8-ступенчатая, механическая

Максимальный входной крутящий момент, Нм — 1275

Передаточные числа: 1 — 7,30; 2 — 4,86; 3 — 3,50; 4 — 2,48; 5 — 2,09; 6 — 1,39; 7 — 1,00; 8 — 0,71, Задний ход — 10,46

Управление переключением передач — Рычаг или фланец для установки механизма дистанционного привода в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения низшего диапазона

Фланец крепления карданного вала — 1 — гладкий, 8 болтов М10 или М12 на Ø155

Дополнительный отбор мощности — от прямозубой шестерни промежуточного вала через боковые люки картера до 29,5 кВт (40 л.с.) или с заднего торца КПП от промежуточного вала

Механизм переключения передач КПП автомобилей Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440 — Трехходовой, с тремя подвижными штоками в основной коробке и пневматическим цилиндром в демультипликаторе.

Управление механизмом переключения передач в основной коробке может осуществляться как качающимся рычагом, так и дистанционным механическим приводом. Управление пневматическим цилиндром в демультипликаторе производится самостоятельным дистанционным приводом.

Электронно-пневматическая блокировка (АСБП) обеспечивает включение низшего диапазона в демультипликаторе при частоте вращения вала 14,7. 15,3 с –1 (880. 920 мин -1).

Электрооборудование коробки передач ЯМЗ-238 автомобилей Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440 — Сигнализатор ВК-403Б переключения диапазонов; электромагнит КЭМ24-01 с датчиком 11.3747 блокировки переключения диапазонов (работают совместно с реле 6312.3747)

Система смазки — Комбинированная. Зубья шестерен и подшипники валов смазываются разбрызгиванием. Подшипники шестерен вторичного вала основной коробки и демультипликатора – под давлением.

Масла для смазки — Всесезонное трансмиссионное масло ТСп-15К. Для эксплуатации при температуре ниже минус 30 0С допускается использовать смеси масла ТСп-15К (85%) и дизельного топлива марок “А” или “З” (15%).

Заправочный объем системы смазки, л — 7,5 +0,5

Уровень масла ниже контрольного отверстия, раслоложенного с правой стороны проставки демультипликатора, не допускается.

Габаритные размеры КПП ЯМЗ-238 автомобилей Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440, мм

Длина — 1075
Ширина — 562
Высота — 606

Масса коробки передач, не заправленной смазкой, в комплекте с картером сцепления, кг — 355

Коробка передач автомобилей Маз-54323, 54329

Применение загрязненных или не указанных в настоящем руководстве сортов масла не допускается.

Не допускается включать передачу в основной коробке передач Маз-54323, 54329, пока не включится выбранный диапазон демультипликатора, то есть пока не загорится контрольная лампа при включении медленного диапазона или пока не погаснет при включении быстрого диапазона. Время переключения демультипликатора 0,5 — 1,0 сек.

При движении автомобиля Маз-54323, 54329 категорически запрещается включать первую передачу в основной коробке передач при включенном быстром диапазоне демультипликатора.

Первую передачу и передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля и при включенном медленном диапазоне в демультипликаторе.

Не допускается включать медленный диапазон демультипликатора при скорости автомобиля Маз-54323, 54329 выше минимальной скорости.

Не допускается переключать передачи во время движения автомобиля при включенном отборе мощности.

Не допускается увеличение числа оборотов двигателя, при торможении автомобиля двигателем, сверх максимальных оборотов холостого хода.

Максимальная температура масла в коробке передач 120°С. Допускается кратковременная работа (в течение не более 2-х часов) при температуре масла до 145°С.

Подготовка коробки передач Маз-54323, 54329 к эксплуатации

Перед эксплуатацией необходимо проверить подключение систем управления КПП к соответствующим системам автомобиля Маз-54323, 54329:

Пневмосистемы управления демультипликатором к пневмокрану механизма переключения передач, расположенному в рычаге переключения передач, и редукционного клапана к пневмосистеме автомобиля;

Питания автоматической системы блокировки электроннопневматического типа (АСБП) к электросхеме автомобиля;

Питания контрольной лампы включения медленной передачи в демультипликаторе и лампы включения передачи заднего хода к электросистеме автомобиля;

Рычага валика переключения передач к приводу управления коробкой передач.

Проверить уровень масла в коробке передач КПП Маз-54323, 54329, для чего вывернуть из заливного отверстия, расположенного на правой стороне картера коробки передач, пробку с указателем уровня, а затем вставить пробку с указателем в отверстие до упора в резьбу. Уровень масла должен быть по верхней метке на указателе. После проверки уровня масла завернуть пробку в отверстие.

Проверить работу АСБП, для чего сначала убедиться, что при включенной медленной передаче в демультипликаторе контрольная лампа горит, а при переключении на быструю передачу — гаснет.

Переключение передач в демультипликаторе производить переключателем диапазонов, расположенным на рукоятке рычага переключения передач, при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 450 — 490кПа (4,5 — 4,9кгс/см2).

Разогнать автомобиль до скорости на 5 — 10 км/ч выше максимальной скорости. Максимальную скорость определить для каждого автомобиля Маз-54323, 54329 в зависимости от передаточного числа заднего моста и установленных на автомобиле модели шин.

Выжать сцепление, выключить передачу в основной коробке передач, включить медленную передачу в демультипликаторе и следить за контрольной лампой и скоростью автомобиля.

Если переключение происходит сразу (загорится контрольная лампа) после включения медленной передачи в демультипликаторе при скорости выше максимальной скорости — АСБП неисправно. В том случае необходимо, не отпуская педаль сцепления, снизить скорость на 5 км/ч ниже минимальной, после чего производить переключение.

Если включение медленной передачи в демультипликаторе происходит при скорости автомобиля ниже минимальной — АСБП исправно.

Проверку работы пневмоблокировки включения 1-й передачи и заднего хода в основной коробке передач Маз-54323, 54329 производить в следующей последовательности:

Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

Включить медленную передачу в демультипликаторе и убедиться, что усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода составляет 5 — 10 кг;

Включить быструю передачу в демультипликаторе и проверить усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода; усилие должно быть в 4 — 5 раз больше по сравнению с включением на медленной передаче в демультипликаторе.

Техническое обслуживание коробок передач автомобилей МАЗ

Работы по техническому обслуживанию КПП Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440, Маз-54323, 54329 являются обязательными и должны выполняться строго в установленные сроки.

Техническое обслуживание коробки передач автомобилей МАЗ по периодичности и выполняемым работам подразделяется на следующие виды:

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

Техническое обслуживание после обкатки автомобиля (2000 км пробега);

Первое техническое обслуживание (ТО-1);

Второе техническое обслуживание (ТО-2).

Периодичность техобслуживания коробки передач (ТО-1 и ТО-2) соответствует периодичности техобслуживания автомобиля, на котором она установлена.

При техническом обслуживании необходимо обеспечить условия, исключающие попадание пыли и грязи внутрь узлов коробки передач.

Ежедневное техническое обслуживание КПП Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440, Маз-54323, 54329

Проверить внешним осмотром, нет ли подтекания масла из коробки передач. Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором. Места утечки воздуха определяются на слух.

Поочередно перемещая переключатель диапазонов в верхнее и нижнее положение, прослушать воздухопроводы при нейтральном положении рычага в основной коробке и при любой включенной передаче.

При обнаружении утечек масла или воздуха выявить причину и устранить неисправность.

Техническое обслуживание КПП после обкатки автомобиля Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440, Маз-54323, 54329

После обкатки автомобиля слить масло из картера коробки передач, очистить магнит сливной пробки от металлических частиц, крышку, установленную снизу на нижнем картере, очистить от продуктов износа. Масло из коробки сливать сразу после работы в горячем состоянии.

После слива масла промыть картер коробки жидким индустриальным маслом, например, И -12А или И — 20А по ГОСТ 20799 — 88. Запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином. Свежее масло залить до верхней метки на указателе уровня.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) — Проверить уровень масла и при необходимости долить.

Техническое обслуживание КПП Маз-5516, Маз-64229, 6312, Маз-5440, Маз-54323, 54329 через одно ТО-2

Заменить масло в коробке передач с выполнением операций технического обслуживания после обкатки автомобиля.

Очистить и смазать смазкой Литол — 24 ГОСТ 21150 — 87 золотник, поршень, внутренние поверхности цилиндров воздухораспределителя, манжеты поршня и внутренние поверхности цилиндра переключения демультипликатора.

Проверить работу АСБП. Проверить давление воздуха на выходе из редукционного клапана, которое должно быть в пределах 450 — 500кПа (4.5 — 5 кгс/см2). Проверить герметичность пневмосистемы управления
демультипликатором.

Обнаруженные утечки воздуха устранить подтягиванием болтов пли заменой уплотнительных шайб.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С допускается применять смесь разрешенного для применения трансмиссионного масла (85%) с дизельным топливом марки «А» или «3» (15%).

Масло МТ-16П ГОСТ 6360-83 допускается для применения в коробке передач с сокращенным вдвое сроком замены.

Разрешается применение импортных трансмиссионных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не менее GL-4.

Бортовой автомобиль-тягач, выпускается Минским автозаводом с 1987 г. Кузов — металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами. Боковой борт состоит из двух частей. Настил пола — деревянный. Кабина — двухместная, откидывающаяся вперед с помощью гидроцилиндра с ручным насосом. Сиденье водителя — подрессоренное, регулируется по длине, высоте, наклону подушки и спинки.
Основной прицеп МАЗ-8926.
Выпускаются также шасси МАЗ-5337 грузоподъемностью 9850 кг, предназначенные для установки различных кузовов и оборудования и МАЗ-533701 (исполнение «ХЛ») для холодного климата (до минус 60°С). Кроме того выпускается шасси МАЗ-5334 грузоподъемностью 9150 кг (на базе агрегатов автомобиля МАЗ-5335, снятого с производства).

Двигатель

Трансмиссия

Колеса и шины

Подвеска

Тормоза

Рулевое управление

Электрооборудование

Масса агрегатов

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Грузоподъемность 8700 кг.
Снаряженная масса 7150 кг.
В том числе:
на переднюю ось 4090 кг.
на заднюю ось 3060 кг.
Полная масса 16000 кг.
В Том числе:
на переднюю ось 6000 кг.
на заднюю ось 10000 кг.
Допустимая масса прицепа 12000 кг.
Допустимая полная масса автопоезда 28000 кг.
Максимальная скорость 85 км/ч.
Время разгона до 60 км/ч 50 с.
Макс.преодолеваемый подъем 25 %.
Выбег с 50 км/ч 850 м.
Тормозной путь с 60 км/ч 36,7 м.
Контрольный расход топлива, л/100 км, автомобиля при 60 км/ч 21,5 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 9,1 м.
габаритный 9,8 м.

3 9 ..

СМАЗКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Смазка коробки передач смешанная — под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники шестерён вторичного вала, подшипники сателлитов демультипликатора, передний подшипник вторичного вала, зубчатые зацепления планетарной передачи демультипликатора, передний подшипник вала демультипликатора.

Разбрызгиванием смазываются зубчатые зацепления шестерён основной коробки передач, подшипники первичного вала и задний вторичного вала, задний подшипник вала демультипликатора, детали синхронизаторов, детали механизма переключения передач.

Шестерни и подшипники промежуточного вала, промежуточная шестерня заднего хода частично погружены в масло, залитое в полость картера коробки передач через отверстие с резьбой в проставке между картерами основной коробки и демультипликатора. Уровень масла определяется нижней кромкой этого отверстия, при этом заправочная ёмкость будет составлять от 9,5 (при горизонтальном положении) до 11,5 литров (при наклоне назад 7 градусов), в зависимости от угла наклона оси коробки передач, который зависит от угла наклона оси коленчатого вала двигателя. При вращении промежуточного вала зубья его шестерён захватывают масло, которое попадает в зубчатые зацепления, а также разбрызгивается и в виде большого числа капель, попадает на другие детали и в зазоры между деталями. Количество масла, находящееся в полости картера во взвешенном состоянии в виде мелких капель (масляного тумана), зависит от частоты вращения промежуточного вала, температуры масла и его вязкостных характеристик.

Подача смазки под давлением производится шестерёнчатым насосом, внешний вид которого показан на рисунке 28, устанавливаемым на переднем торце картера передач (см. рисунок 2).

Вращение ведущей шестерни насоса обеспечивается за счёт соединения валика насоса с промежуточным валом посредством паза, образованного плоскими торцами 2-х роликов установленных в радиальные отверстия вала промежуточного (см. рисунок 5) и двух плоских лысок на валике насоса. Устройство насоса показано на рисунке 29.

Масло забирается насосом из картера через сетку заборника и далее по продольному и вертикальному каналам (сверленым отверстиям) в стенках картера поступает во всасывающую полость к шестерням масляного насоса. Шестерни насоса захватывают масло и подают его под давлением через маслопровод (трубку) в полость крышки подшипника вала первичного, из которой масло из канавки по трем наклонным отверстиям в вале первичном и маслоперепускной трубке (см. рисунок 3) поступает в центральное отверстие вала вторичного (см. рисунок 8). Крышка с подвижным первичным валом КП уплотняется с помощью манжеты, непосредственный подвод масла к которой предотвращен за счет минимального зазора расточки крышки с уплотнительным поясом на первичном валу. Просочившееся через зазор масло без давления по сливному каналу в крышке используется для смазки подшипника первичного вала.

Схема подвода масла в основную КП типа ЯМЗ-239 и в демультипликатор приведена на рисунке 30. Из центрального отверстия вторичного вала масло по радиальным отверстиям поступает к роликовым подшипникам шестерён вторичного вала. Из конца центрального отверстия вторичного вала масло через маслоперепускную трубку 4 (см. рисунок 30) поступает в центральное отверстие удлинителя вала демультипликатора и далее по радиальным отверстиям 8 удлинителя вала демультипликатора и наклонному отверстию 7 вала демультипликатора поступает в полость-маслонакопитель 13, образованную поверхностями вала выходного, зубчатой муфты высшего диапазона, кольца маслонакопителя. Из названной полости масло поступает по наклонным отверстиям 6 осей сателлитов к роликовым подшипникам и далее через зазоры между торцевыми поверхностями сателлитов и поверхностями вала выходного масло попадает на зубья коронной шестерни.

Передний подшипник вала выходного демультипликатора смазывается маслом, поступающим через радиальное отверстие 10 маслоперепускной трубки 4. Передний подшипник вторичного вала смазывается через радиальное отверстие 14 трубки 3 первичного вала.

Зубья солнечной шестерни, сателлитов, коронной шестерни и задний подшипник вторичного вала дополнительно смазываются маслом, поступающим из центрального отверстия удлинителя вала выходного и далее через радиальное отверстие 5 в удлинителе, внутреннюю полость солнечной шестерни, зазоры в зубчатом соединении муфты с солнечной шестерней. Сюда же добавляется масло после смазки переднего подшипника вала выходного демультипликатора.

Масло, попавшее на зубья солнечной шестерни, переносится на зубья сателлитов и на зубья коронной шестерни. Масло, прошедшее через зазоры в зубчатой муфте в сторону вторичного вала, смазывает задний роликовый подшипник вторичного вала.

Для дополнительной смазки переднего подшипника промежуточного вала в корпусе масляного насоса выполнен канал Д (см. рисунок 29). Смазка заднего подшипника промежуточного вала осуществляется так же маслом, сливаемым с демультипликатора в картер основной КП.

Смазка заднего подшипника выходного вала демультипликатора и червячной передачи привода спидометра обеспечивается масляным туманом, так же как и остальные детали КП типа ЯМЗ-239.

Слив масла из полостей картера основной коробки передач и картера демультипликатора обеспечивается через отверстие с резьбой в нижней части картера основной коробки передач, которое закрыто специальной пробкой с магнитами для сбора магнитных металлических частиц -продуктов износа деталей КП.

КПП МАЗ — это механизм переключения передач, который входит в устройство трансмиссии вместе с делителем.

Устройство и схема переключения

Устройство и схема переключения передач МАЗа зависит от модели коробки передач. Выделяют 5-ти ступенчатую, 8-ми ступенчатую и 9-ти ступенчатую коробку.

5 ступенчатая

Конструкция коробки передач с пятью ступенями в МАЗе включает в себя такие элементы, как:

  • первичный, вторичный и промежуточный вал;
  • вращающийся подшипник;
  • шестерни;
  • картер, переключатель и задняя крышка;
  • крепежные элементы;
  • емкость для масляной жидкости.

Механизм, который переключает передачи, находится в салоне транспортного средства. Когда рычаг переключательного устройства меняет свое положение, происходит сцепление шарнирного соединения с выемкой, которая расположена на одной из осей. В этот момент конец шарнира находится в жестком зацеплении с вилочным устройством. Вилки входят в отверстие на ведущей шестерне переднего хода (передачи №1, 2, 3, 4) или в положении пятой передачи (задний ход). Начинается замыкание в цепи вращающего момента, из-за чего вторичная ось начинает свое движение.

8 ступенчатая

Устройство восьмиступенчататой коробки (КПП-202) включает в себя:

  • картер;
  • подвижные шестерни;
  • вал промежуточного типа;
  • шестерни постоянного зацепления;
  • ведущий вал;
  • шлицы;
  • венец зубчатого типа;
  • крышку;
  • ведомый вал;
  • блок шестерен заднего хода;
  • осевой механизм реверса.

После того как транспорт двинется с места, наберет необходимую скорость, можно переключать передачи в следующем порядке: 4H-4B-5H. Для того чтобы активировать вторую скорость, нужно дождаться момента, когда частота вращения коленчатого вала увеличится до 2000 оборотов в минуту. Этот показатель можно отслеживать при помощи тахометра.

Для того чтобы включить задний ход, следует установить рычаг переключателя в нижнее положение.

9 ступенчатая

В конструкцию 9-ти ступенчатой коробки 238 с демультипликатором входят следующие детали и механизмы:

  • картер сцепного устройства;
  • прокладка;
  • вилка переключения скоростей;
  • правый вал;
  • шайба шестерни реверса;
  • ленивая шестерня заднего хода;
  • роликовый подшипник вала промежуточного типа;
  • крепежные болты и гайки;
  • пружинная шайба;
  • уплотнительное кольцо;
  • стопорное кольцо;
  • игольчатый подшипник;
  • втулка вилки механизма сцепления.

Перед началом движения необходимо отключить сцепление. Перед тем как трогаться с места, необходимо проверить расположение рычага, он должен быть опущен. Переключение скоростных режимов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе рекомендуется использовать следующую схему переключения: 1B-2B-3B. Во время дальнейшего движения можно перейти на схему: 4H-5B-5H.

Замена масла

Для того чтобы заменить масло в КПП МАЗа, необходимо:

  1. Проехать около 5-10 км на транспорте, чтобы прогреть старое масло в коробке. При повышенной температуре оно становится жидким и его легко слить.
  2. Через 10-15 минут после остановки мотора установить транспортное средство на подъемник или смотровую яму.
  3. Снять защитную крышку картера.
  4. Открутить пробку и проверить объем масляной жидкости в МКПП.
  5. Проверить прокладку на износ, при необходимости заменить ее на новую.
  6. Заменить износившиеся фильтрующие элементы.
  7. Открыть сливное отверстие и слить масло в подготовленную емкость.
  8. Залить новую масляную жидкость.
  9. Закрутить крышку сливного отверстия.
  10. Установить на место защитный кожух сцепления.
  11. Завести двигатель, проверить уровень масла при различных скоростных режимах.

Источник http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/transmissiya-pozharnyh-avtomobilej.html
Источник http://telzakaz.ru/consult-a-mechanic/kakoe-maslo-v-kpp-maz-transmissiya-avtomobilei-maz-kolesa-i.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: