Проводка на автомобилях ОКА ВАЗ-1111, 11113: ее замена и схема электрооборудования

Электросистема отечественного автомобиля ОКА и ее «подводные камни»

Cхема электрооборудования ВАЗ 11113 ОКА позволяет автовладельцу разобраться в неисправностях приборов и электроцепей автомобиля. Как известно, электросистема позволяет объединить в себе все оборудование и устройства, питающиеся от аккумулятора и генератора. Подробнее о том, какие элементы включает в себя система и какие неисправности для нее характерны, вы сможете узнать из этого материала.

Что входит в электросхему?

Для начала предлагаем узнать описание систем, которые включает в себя электрическая схема Оки:

Общая схема для Оки с описанием элементов

  • бесконтактная система зажигания;
  • схема выключателя, а также реле зажигания;
  • схема подключения генераторного устройства;
  • подключения стартерного узла;
  • активации освещения, включающая в себя головной свет, габариты, противотуманные огни, поворотники и световую сигнализацию, а также стоп-сигналы;
  • звукового сигнала;
  • очистителя стекол;
  • системы обогрева заднего стекла;
  • активации электромотора вентилятора охладительной системы;
  • отопительная система;
  • контрольный щиток, где располагаются все контрольно-измерительные приборы.

Из основных компонентов электросхемы ВАЗ необходимо выделить:

  1. Генератор. Без него невозможна работа ни одного автомобиля. Благодаря генераторному узлу обеспечивается питание основного оборудования, а также электроприборов во время езды. Кроме того, когда машина движется, это устройство производится зарядку АКБ, чтобы восстановить его заряд, потраченный на питание электроприборов и запуск мотора.
  2. Аккумулятор. При его разряде нормальная эксплуатация автомобиля также будет невозможной. Как сказано выше, батарея позволяет питать основное оборудование при не запущенном двигателе, а также дает заряд при его запуске.
  3. Предохранительный блок. В нем сосредоточены основные реле и предохранительные элементы, которые защищают электроцепи транспортного средства в случае замыкания или скачка напряжения.

Распространенные неисправности

Все неисправности в работе проводки на ВАЗ 2111 Ока можно условно разделить на несколько групп:

  1. Выход из строя самого прибора. К примеру, если речь идет о фарах, то в них могут перегореть лампы. Если отказывается работать система обогрева заднего стекла, то возможно, неисправен сам узел.
  2. Обрыв электропроводки. Как правило, такая проблема более актуальна для проводов, которые уложены в местах, где присутствуют движущиеся или трущиеся элементы. К примеру, провода от замков дверей укладываются в сами двери, а для подключения к блоку предохранителей они укладываются в специальные резиновые гофры. Несмотря на такую защиту, в гофре провода также могут переломиться.
  3. Нет контакта. Отсутствие контакта может быть обусловлено как оборванным проводом, так и окислением контакта, в некоторых случаях он может просто отойти от гнезда установки. При окислении проблема решается путем зачистки.
  4. Перегорел предохранитель или реле. Такое особенно часто случается в автомобилях, где присутствуют скачки напряжения. Предохранитель просто не выдерживает мощность бортовой сети и выходит из строя, таким образом защитив прибор от перегорания. Если в вашем автомобиле действительно имеются скачки напряжения, то необходимо либо произвести проверку бортовой сети самостоятельно, либо обратиться к электрику.
  5. Также одной из наиболее распространенных неисправностей является разряд аккумулятора. С такой проблемой автовладельцы обычно сталкиваются с наступлением холодов, в некоторых случаях она может быть обусловлена неправильным техническим обслуживанием (автор видео — канал Milin0915).

Меры профилактики

Что нужно учесть, чтобы не допустить проблем в работе электрооборудования:

  1. При обнаружении скачков напряжений или замыканий немедленно обращайтесь к электрику или устраняйте проблему самостоятельно.
  2. Регулярно проводите техническое обслуживание аккумулятора, не менее двух раз в год. При ТО уделите внимание диагностике уровня жидкости в банках, осматривайте корпус на предмет повреждений, а также заряжайте батарею, чтобы восполнить ее разряд.
  3. При укладке проводки все провода должны быть надежно заизолированы.
  4. Не включайте приборы, магнитолу и печку на полную мощность, если двигатель не заведен. Это приведет к ускоренному разряду батареи.
  5. Никогда не ставьте в блок предохранителей самодельные предохранительные устройства (в виде перемычки ил проволоки или монеты).

Видео «Диагностика блока предохранителей в Оке»

Как правильно проверить блок при наличии характерного запаха горелой пластмассы в салоне — смотрите на видео ниже (автор — канал Milin0915).

Электрическая Ока: за 10 лет до появления Тесла

Несмотря на то, что производство малолитражки «Ока» было остановлено в 2008 году, автомобиль по-прежнему можно встретить на улицах городов. Более того, в 1995 году автопроизводитель выпускал электричесескую версию Оки, на пару десятков лет опередив своё время.

Устройство электро-Оки

Переоборудовать ВАЗ 1111 Ока под установку электрического двигателя оказалось делом непростым из-за небольших размеров авто. С большим трудом авторам идеи удалось разместить десять 1,2-вольтовых батарей под задним сиденьем, в моторном отсеке и в багажнике.

Электрическая Ока: за 10 лет до появления Тесла

Рабочий диапазон мотора начинается уже с нуля оборотов в минуту. В переключении передач нет необходимости: разогнаться до максимального значения можно на единственной скорости. По этой причине взамен традиционной коробки передач Oka получила редуктор с таким же установленным передаточным отношением, как при третьей передаче бензиновой версии.

Электрическая Ока: за 10 лет до появления Тесла

Тормоза электромобилю достались в наследство от обычной модификации, только без вакуумного усилителя.

Интерьер салона

В салоне электромобиля из Оки сразу же обращает на себя внимание отсутствие рычага переключения передач, а нога не нащупывает привычной педали сцепления.

Электрическая Ока: за 10 лет до появления Тесла

Комбинация приборов была переработана: вместо приборов, показывающих температуру охлаждающей жидкости и уровень бензина в баке, стоят вольтметры, один из которых позволяет контролировать уровень напряжения в электрической сети, а второй показывает состояние батареи.

Электрическая Ока: за 10 лет до появления Тесла

Система отопления напоминает троллейбусную: взамен рычага печки стоит тумблер, запускающий электротены, встроенные в радиатор.

Багажник у Ока Electric из-за расположенных в нем аккумуляторов меньше, чем у бензиновой версии. В нём же создателям удалось найти место для запасного колеса, убранного из моторного отсека. Его объём составляет 93 литра, если же вытащить запаску, это значение становится равным 127 литрам.

Электрическая Ока: за 10 лет до появления Тесла

Технические характеристики

Оснащается Ока Электро 25-киловаттным двигателем с крутящим моментом 108 Н.м. Вес машины равняется 1140 кг, из них 315 кг приходится на батарею.

Ёмкость аккумуляторов — 12 кВт⋅ч, запас хода по заверению производителя в городском цикле составляет 100 км , если же двигаться с постоянной скоростью 40 км/ч, можно преодолеть 130 км на одной зарядке. Максимально возможная скорость модели не превышает 90 км/ч.

Предусмотрен режим рекуперации энергии, при котором двигатель при торможении начинает выполнять работу генератора, подзаряжая аккумулятор и позволяя тем самым проехать большее расстояние без подзарядки. Заряжать электромобиль Ока можно с помощью обычной бытовой розетки: на восполнение запаса энергии потребуется около 10 часов.

Для повышения уровня безопасности была создана система противоскольжения: датчик, следящий за положением колёс, в опасной ситуации отключает систему рекуперации, и включаются в работу штатные тормоза.

Еще больше про электромобили на сайте https://ev-avto.ru/

Оцените статью и подписывайтесь на канал!

https://avtozam.com/vaz/oka-shema-elektrooborudovaniya/
https://zen.yandex.ru/media/evavto/elektricheskaia-oka-za-10-let-do-poiavleniia-tesla-5c7a26cbc01dc600b28170c6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *